39 лет Анатолий Витальевич работает мастером по "развалу-схождению" в Гродно на одной и той же станции! Скорее всего и вы пользовались его услугами, а, может быть, даже не один раз. Читатели АвтоГродно задали специалисту 14 вопросов. Публикуем интервью.
Мы приехали к специалисту прямо на работу – на СТО ОАО "Гродноавтосервис". Анатолий Витальевич пришел сюда работать в 1985 году. Да, наименования организации и адрес мастерской за эти 39 лет менялись, но глобально – это одно и то же место. Построить интервью с мастером нам помогли читатели АвтоГродно, к которым мы обратились через социальные сети.
– Анатолий Витальевич, как за 39 лет поменялся мир "развал-схождения"?
– Общие принципы остались неизменными, но оборудование сменилось трижды. Первое поколение приборов, с которых я начинал, пускали световые "зайчики" на настенный плакат со шкалой и на колесо. Нужно было сводить эти "зайчики" на шкале и таким образом настраивались углы колес. Затем появились борисовские стенды СКО1 и СКО2 – они еще тоже работали со "световыми" зайчиками и сегодня для молодых мастеров показались бы громоздкими и капризными. А затем пришла эра компьютерных стендов. Сначала был просто компьютерный стенд, датчики которого вешались на колеса автомобиля, а в последние годы пошли 3D-стенды, у которых на колеса вешаются мишени. Лично для меня лучшим остается обычный компьютерный стенд, он даже точнее, чем современные 3D-стенды, но последние быстрее, потому что мишени ставятся прямо на резину.
Специалист добавил, что лично для него чуть ли не самый большой "прорыв" в работе – это появление подъемников. Говорит, что ранее автомобили стояли на яме и приходилось скакать как сайгак. С появлением подъемников работа пошла намного быстрее.
– Современные стенды ошибаются?
– Их точность высокая, но порой в базах стендов встречаются ошибки. Например, программист может где-то записать не "минус градус двадцать", а "плюс". И после такой настройки автомобиль поедет боком, колеса будут стоять не пойми как. И вот здесь нужен опыт и внимательность, чтобы замечать такие ошибки. Такие “описки” скорее являются редким исключением из правил. Раньше ошибки прибора было хорошо перепроверять по печатным книгам, но Autodata перестала их выпускать примерно 10 лет назад и с тех пор пошли только электронные каталоги, где тоже бывают эти самые ошибки. Другими словами, нельзя бездумно доверять стендам, их нужно перепроверять.
– А как проходит калибровка стендов?
– Раз в год приезжают специалисты из Минска, из Госстандарта и проверяют оборудование. А с появлением новых автомобилей на рынке, база данных стенда тоже обновляется.
– Нужно ли делать диагностику подвески до заезда на стенд "развала-схождения"?
– Да, это правильно. Мы со своей стороны смотрим состояние подвески и можем увидеть износ узлов, влияющих на углы установки колес. Однако, мы рекомендуем перед проверкой и и регулировкой углов установки колес пройти полный контроль состояния ходовой части и тормозной системы автомобиля на стенде “трясучка”, который также установлен на нашем предприятии. При обнаружении неисправностей ходовой части автомобиля, мы оперативно предлагаем клиенту произвести ремонт с последующей регулировкой углов установки колес. Как говорится, "работа под ключ".
– Влияют ли такие изменения в шинах как ширина, профиль и давление на точность настройки углов подвески?
– На самом деле, ширина и профиль шин не влияют на настройки развала-схождения, если на одной оси установлены шины с одинаковыми параметрами. Основное влияние оказывает давление в шинах. Например, если одно колесо накачано до двух атмосфер, а другое – до 2,5, то колесо с меньшим давлением будет стоять ниже, чем то, где давление выше. И когда машина приезжает на развал, первым делом мы проверяем давление в шинах.
– Нужно ли нагружать автомобиль во время настройки углов "развала-схождения"?
– По инструкции – нужно. Даже еще ранее по рекомендациям мы цепляли груз в 250 килограммов за балку в Жигулях, чтобы автомобиль находился в загруженном состоянии. Но если в теории нагружать автомобиль нужно, то на практике не всегда это необходимо.
– Можете объяснить, когда это не требуется?
– Это уже секрет, как говорится, «тайна золотого ключика».
– С какими проблемами сталкиваются мастера по "развалу-схождению"?
– Чаще всего сталкиваюсь с тем, что не крутятся или прикипают болты, эксцентрики, тяги и другие элементы подвески. Это самая распространенная проблема. Если я могу, то разрабатываю эти элементы сам. Если же не получается, тогда приходится направлять машину к другому специалисту. Например, если эксцентрик не крутится из-за того, что он прикипел в сайлентблоке, то нужно его разрезать, заменить сайлентблок, поменять болты, и только потом можно будет правильно настроить развал.
– Какой автомобиль самый сложный для настройки "развала-схождения"?
– Сложность зависит от труднодоступности шайб, которые нужно крутить и в количестве настроек. Например, на Opel Frontera, чтобы сделать развал, нужно открутить амортизаторы и специфические шайбы. К сложным можно отнести такие автомобили, как Land Rover, у них подвеска довольно мудреная и если она разрегулирована, то сначала настраиваем заднюю часть, потом переднюю, а потом снова возвращаемся к задней, чтобы все параметры были в порядке, что соответствует заводской технологии проведения данных работ. У некоторых автомобилей эксцентрики находятся в труднодоступных местах и порой к ним приходится добираться через "телевизор" (переднюю панель), использовать разные инструменты. Часто дополнительно нужно регулировать угол кастера (если это предусмотрено конструкцией). Все это влияет на время настройки. Скажу так, что на самый простой и распространенный автомобиль Volkswagen Polo, где все в порядке, на развал-схождение может уйти всего 20 минут. Но если, скажем, заедет Audi A8, может уйти и два часа.
– С какими странными просьбами клиентов вы встречались?
– Приезжал человек на стареньком "Гольфе" и настаивал, чтобы мы сделали "развал-схождение" с помощью штангенциркуля. Он вычитал такой совет в интернете. Конечно, ранее в этом автомобиле действительно нужно было регулировать рулевые тяги с помощью штангенциркуля, это была сложная и долгая процедура. Но современные стенды позволяют в разы быстрее и точнее настраивать "развал-схождение" в таких автомобилях. Увы, мы не смогли его переубедить и он уехал. Встречаются и другие курьезные случаи. Например, клиент приезжает, я выставляю руль, чтобы он стоял ровно, параллельно приборной панели, как положено. А он мне говорит: "Мне не нужно, чтобы руль был ровным, главное, чтобы я видел датчик уровня бензина!"
– То есть водитель хочет, чтобы руль был наклонен?
– Да, именно так. Главное для него – видеть датчик топлива, а как стоит руль, его вообще не волнует.
– Приходится ли вам корректировать настройки углов в новых автомобилях, которые только что с завода?
– Автомобили, поставляемые с завода-изготовителя проходят предпродажную подготовку, контрольный осмотр, а так же пробную поездку. Нареканий по настройкам не возникало.
– Если клиент хочет настроить углы колес по рекомендациям из Интернета, вы можете выполнить такие пожелания?
– Да, существует такая возможность. С такими требованиями обычно приезжают владельцы stance-проектов с амортизаторами нестандартной высоты или пружинами с измененными характеристиками, им нужно, чтобы колеса стояли елочкой. Почему нет? Иногда клиенту требуется, чтобы наклон колес был настроен под дрифт или раллийные гонки. Раньше, когда на АЗОТе проходили соревнования, оттуда часто спортсмены приезжали и запрашивали индивидуальную настройку.
– А у спортивных автомобилей есть предустановленные значения углов в базе данных программы?
– Да, в стендах могут быть разные параметры для спортивных автомобилей. Например, для обычной машины развал может быть один градус, а для спортивной машины он может быть увеличен даже на 0,5 градуса. Тогда колеса вверху заваливаются вовнутрь, а низ становится шире и повышается устойчивость на дороге.
– А как это влияет на износ шин?
– Происходит повышенный износ шин.
– Почему иногда после настройки развала-схождения руль остается кривым?
– Обычно такое бывает тогда, когда вы только что сделали подвеску и сразу же поставили машину на развал-схождение. Специалист все настроил, водитель выехал, а сайлентблоки немного прокрутились и заняли свое окончательное положение. В итоге руль сбился. В таких случаях, после ремонта ходовой части автомобиля, делается небольшая поездка, чтобы подвеска “села”, затем производится перетяжка элементов подвески с регулировкой углов установки колес. И еще бывает, что у автомобиля происходит неравномерный износ шин. И да же при правильной регулировке развал/схождения, автомобиль тянет в сторону. Если резина не направленная, то решаем вопрос переустановки колес на одной оси. Если резина направленная, то меняются местами колеса с передней оси на заднюю.
– Как часто нужно делать настройки развала-схождения?
– Мы рекомендуем проверять регулировку развал/схождения не менее одного раза в год. Практика показывает, что после эксплуатации автомобиля в зимний период, ввиду перепада температур и состояния дорожного покрытия, сильно страдают резино-металлические изделия ходовой части транспортного средства. Но наиболее критично корректировать настройки после ремонта подвески и после сильных ударов по подвеске из-за попадания в яму. Правильные настройки развала-схождения – это и лучшая управляемость, и лучшая стабильность на дороге, что повышает безопасность, и увеличивает срок службы шин.
– Благодарим вас за интервью!
– Взаимно, спасибо за беседу и за высокий интерес к нашей работе со стороны ваших читателей. В знак благодарности мы хотим предложить от себя акцию, – говорит Анатолий Витальевич.
Подарок для читателей АвтоГродно - весь сентябрь!
С 1 сентября по 30 сентября при записи на развал-схождение ОАО "Гродноавтосервис" дарит компьютерную диагностику каждому, кто ее запросит и скажет, что читал интервью про мастера либо назовет кодовое слово "АВТОГРОДНО".
Телефон для связи: 7791
По акции можно приезжать в период с 8:00 по 20:00 - 7 дней в неделю.
Пр-т Космонавтов, 68.