| АвтоГродно
| АвтоГродно

Фрирайдер из Гродно откровенно рассказал об опасных прыжках на велосипеде, реакции белорусов и перспективах развития

Недавно АвтоГродно нашел в ТикТок канал гродненского экстремала  Максима, который выполняет сложные трюки на велосипеде. Мы познакомились с молодым человеком и узнали, как он к этому пришел. Приглашаем узнать больше о гродненском каскадере.

Максим рассказал нам, какой смысл вкладывает в свое увлечение и когда риски оправданы? Почему хороший горный велосипед не уступает в цене мотоциклу и автомобилю? Откуда во фрирайде айтишники? Он поделился мыслями, чего не хватает Гродно и что нужно для того, чтобы подобный спорт стал безопасным. А также показал нам пару трюков вживую.

С чего все началось?

С фрирайдером Максимом —  ярким парнем с синими волосами — и его девушкой, начинающим фрирайдером, мы встретились в не совсем типичном месте — сквере на Левонабережной.

Ему 19 лет, из которых шесть занимается экстремальным катанием. Говорит, на велосипеде ездит с раннего детства. Вначале, как и положено, трехколесном, потом — старом “Аисте”. Следом появился первый "горник", который развалился спустя 5 лет езды. И наступил тот самый момент.

– В 2019 году искал себе новый велосипед и наткнулся на видеоролики, где рассказывали про аналоги для фрирайда — это специальные велосипеды под разные дисциплины. Смотрел обзоры. По итогу решил, что хочу попробовать, чтобы научиться прыгать, — вспоминает гродненец. 

Купил и стал ездить. Первое время по родному городу. А затем начал искать, где и с кем покататься в других городах. 

Много в Беларуси таких?

По словам Максима, комьюнити по фрирайду в стране маленькое, но все же есть. А сама дисциплина не признана официальным спортом. Хотя соревнования организовываются. Они локальные и даже есть небольшое спонсорство. Поэтому гонки постепенно обретают официальный вид.

– Одно из таких — GAYANA FR (Кубок Гайаны). Трасса построена под Логойском компанией молодых ребят и рассчитана под разные дисциплины, в том числе для новичков. Но самое крупное в мире — это Red Bull Rampage на скалах в Юте (штат в США), там и зародился весь фрирайд.

freerider grodno maks

Люди просто прыгали со скал в неподготовленные приземления. Со временем природные трассы все-таки начали подготавливать. Ведь если грамотно все построить, можно прыгнуть в 3 раза лучше. 

"Фрирайд фрирайду рознь"

Оказывается, только на велосипедах есть несколько видов фрирайда, не говоря про сноуборд или лыжи. 

– Freeride — это свободный стиль, который вобрал в себя черты многих спортивных дисциплин. При этом его нельзя отнести к чему-то конкретному — им может быть практически все что угодно.

freerider grodno maks

Из основных форм Макс выделяет следующие:

  1. Dirt (прыжки с трюками на радиусных трамплинах, расположенных один за другим);
  2. Downhill (гонка с горы по камням и корням на время);
  3. Street (катание по городским улицам и исполнение трюков, используя рельеф).

Сам парень катается на дертовом велосипеде в смежных направлениях — Dirt MTB. Говорит, он самый универсальный. 

– Дерт — это когда вылетаешь очень высоко, делаешь в воздухе трюк и приземляешься. Обычно это происходит на нескольких трамплинах, расположенных друг напротив друга, будто формочки. Как в скейтпарке, только на живой глинистой местности, и фигуры больше в размерах.

freerider grodno maks

Справочно: Дертовый велосипед предназначен для выполнения трюков на специально подготовленных земляных трамплинах (дертах). От обычных горников отличается более прочной конструкцией и заниженной рамой для лучшего управления во время прыжков и приземлений. В нем есть усиленные компоненты: колеса, вилка и система трансмиссии, рассчитанные на экстремальные нагрузки.

freerider grodno maks

О "гибридах" для фрирайда

Между прочим, байк для трюковой езды  — самый настоящий гибрид. Свой Максим собрал сам, как конструктор. 

Вот его Bike Check:

 
  • Рама — NS Decade v2 
  • Вилка — Fox Factory 36 (Kashima; Grip 2)
  • Руль — Nukeproof Sam Hill
  • Вынос — Dartmoor Beetle 
  • Шатуны — Shimano Saint 
  • Педали — Crankbrothers Stamp 1
  • Задняя втулка — Alaudark 
  • Задний обод — Inferno 31 Sun ringle 
  • Передняя втулка — DT Swiss 350
  • Передний обод — Crazy Bike
  • Цепь — Dartmoor
  • Покрышки—- Maxxis DTH 
  • Тормоз — Sram Level 
  • Баренды — BSD
  • Седло — Odyssey 
  • Подседельный штырь — Dartmoor 
  • Ротор — Avid 160 mm.

Готовые велосипеды для фрирайда тоже существуют, но найти их в Беларуси сложно либо по огромным ценам. Кроме того, комплектующие далеко не лучшие, утверждает собеседник. 

freerider grodno maks

– В отдельности же все буквально создано для подобной сборки. Просто заказываются детали — и велосипед создается по частям и индивидуальному удобству: кому-то комфортнее руль выше или ниже, шире или уже и тому подобное. 

Где берете детали?

– Они привозятся в основном из-за рубежа — чаще всего через знакомых с польских сайтов и Европы. Из Штатов нет смысла, потому что все можно притащить из Польши. В Беларуси тоже есть, но в основном в б/у виде и дороже. Поэтому многие предпочитают заграничные — там они значительно дешевле — и перепродают здесь. Есть также на “Куфаре” и “Поехали!”, о котором новое поколение райдеров не знает, в последнее время площадка превратилась в барахолку.

freerider grodno maks

В кругу фрирайдеров не принято заходить в обычные веломагазины: нужного либо нет, либо за большие деньги. К тому же многие строят велосипеды постепенно: вначале катаются на заваренной раме, чтобы хоть как-то ехало, и со временем подтягивают байк до желаемого вида.  

Чем велосипеды для фрирайда отличаются от обычных?

– Здесь гидравлические тормоза, как на мотоциклах и в машинах. То есть заливается специальная  жидкость, которая позволяет тормозить поршнями, что более эффективно, чем тросиками. Последние чаще всего в обычных велосипедах. 

Еще одна особенность — воздушная вилка. Туда накачивается воздух и делаются нужные регулировки на отскок. От этого зависит, насколько быстро она будет отжиматься и возвращаться обратно. В байки для фрирайда закачивается как можно больше воздуха, чтобы гасить удары и не отрабатывать корни-камни. Главное, чтобы было мягче на приземлении.

freerider grodno maks

Покрышки тоже ставятся в зависимости от того, что нужно велосипедисту. Если хочется больше сцепления — катаешься по лесу по спускам на трамплинах — то более “злые”. У меня не сильно такие, потому что в приоритете скорость, а не зацеп. Они как раз и отличаются тем, что при поворотах тебя никак не “слижет”. 

– А педали?

– Чтобы ногу лучше держало, нужны металлические с шипами. Однако они требует специальной защиты, иначе можно хорошо получить по голени. Из-за этого многие ставят пластиковые.

Сколько стоят велосипеды для фрирайда

 

 

– Итого, сколько стоит велосипед для фрирайда? Видели у вас в комментариях в TikTok, что одна рама обходится в 600-1000 $.

– В цифрах двухподвесный горник для фрирайда дороже одноподвесного дертового. Цена подвеса начинается от 1000 $ за бэушный. Новый за такую стоимость развалится, потому что это спортинвентарь, а он всегда дорогой. Самые топовые модели байков стоят 10 000 $ и выше. За эти деньги можно купить мотоцикл или машину.

freerider grodno maks

Велосипед Максима обошелся ему примерно в 5 тысяч белорусских рублей. По деталям это лучшее, что он смог найти. Но говорит, что можно собрать и дешевле — за 2-2,5 тысячи рублей при условии б/у. Девушке своей собрал как раз такой, чтобы она училась и ездила вместе с ним. 

Очевидно, фрирайд — удовольствие не из дешевых. Особенно с учетом того, что от экстремальной езды постоянно что-то ломается. 

О тренировках в "тайниках"

Свои навыки ребята оттачивают в секретных местах, которые “строят пацаны”. Но они неофициальные: “В любой момент могут прийти и сказать, что тут нельзя". 

Выбирая локации, фрирайдеры смотрят, чтобы рельеф был поинтереснее. Там и сооружают собственными силами трассы для катания в разных дисциплинах. Однако все это, как признается парень, далеко от европейских стандартов.

– В Европе фрирайд — буквально спорт. Там проходят официальные гонки и соревнования по трюкам. А у нас все на максимально любительском уровне.

freerider grodno maks

– Это командный вид спорта или напарник нужен только для того, чтобы спасти в случае беды?

– Командный. Главным образом, для того, чтобы построить что-то для всех, а потом вместе кататься. Тут ведь и общение — каждый делится своим прогрессом. Кроме того, из-за обилия и разнообразия деталей у всех разные велосипеды. Обо всем этом можно разговаривать — это большая вселенная. В то же время, если ты не сильно хорошо катаешься, можешь крутить велосипеды. Либо и то и другое. Это как с теми же машинами и мотоциклами — очень много интересных моментов.

freerider grodno maks

– Моей девушке фрирайд тоже небезразличен — она учится ему. Хочется брать с собой во многие места. Поэтому было решено собрать ей велосипед на моей старой раме. Для начала вполне себе рабочий аппарат. Тем более ей нравится. 

– Интересно, а своеобразный “Кодекс фрирайдера” есть?

– Обычные человеческие понятия. Одно из таких: кто не копает и не строит — тот не катается. Если ты не участвуешь в общем деле, то и не ездишь по трассе. 

У этого спорта есть сезонность?

– Все зависит от погоды. А с учетом белорусских зим в последнее время — можно кататься и в холодный сезон. Просто поменять покрышки, чтобы не скользило. Но это больше от безысходности. Обычно существуют крытые скейтпарки. Там есть трамплин и поролоновая яма. Ты можешь делать туда все, что хочешь, а потом перенести этот навык вначале на жесткий трамплин, а затем и открытый воздух. Это очень помогает в межсезонье, чтобы отточить технику и отработать все, что тебе нужно.

– Что для вас фрирайд?

– Просто увлечение. Но уже сложно представить свою жизнь без этого. Тут ведь не только катание на велосипеде, а общение с людьми и путешествия. Отправляешься куда-то с целью найти крутую площадку для райда и открываешь для себя новое место в принципе. А учитывая, что цены на такие велосипеды немаленькие, их владельцы — в основном люди, которые добились различных успехов в жизни. Многие айтишники — фрирайдеры. Поэтому есть с кем поговорить и перенять в том числе жизненный опыт.

freerider grodno maks

– Одна из таких поездок у меня была в Польшу около 2 лет на назад. Грузили велосипеды в маршрутку: тяжело, но можно.

О жестких спусках

По видео Максима можно увидеть, как парень бесстрашно скачет с крутых гор и обрывов, крыш и ступеней. 

– Как выбираете места для экстремальной езды? У вас есть принципы? 

– Мы стараемся никому не мешать и искать такие места, которые 100% не испортим и не посягнем на частную собственность. Чаще всего они никому не нужны. Но даже если я подойду к человеку и объясню, что грамотно подхожу к вопросу — а не просто тот, кто решил прыгнуть и разбиться — все равно вряд ли поймут.

freerider grodno maks

Катаемся по местам, которые не совсем предназначены для этого, потому что буквально негде — а хочется где-то развиваться. При наличии специальных площадок никому не нужно было бы лезть на гараж. Потому что была бы подготовленная локация, которая и безопаснее, и приятнее.

А пока прогоняют даже с парапетов, где наши покрышки ничего не испортят. Для сравнения те же  самокатчики, которые скользят по разным граням и памятникам, металлом могут повредить поверхности куда хуже. 

Аналогично на BMX — маленьких велосипедах с высоким рулем для езды и трюков по городу. На них ставят пеги — металлические трубы, которые портят покрытия, поскольку торчат из колес и служат для скольжения по граням. Но теперь бывают и пластиковые.

Мы же по памятникам не катаемся, и наши велосипеды еще меньше портят что-либо. Тем не менее, если фрирайдер скажет: “Я хочу прыгнуть с этого гаража”, то столкнется с недоумением. Поэтому это всегда на свой страх и риск.

freerider grodno maks

– Проваливались в заброшках?

– Я по заброшкам не езжу: там и велосипед не проедет, и стекла много. С поиском гаража тоже не “просто найти и прыгнуть”. Нужно выбрать такой, чтобы перед ним был еще и склон для мягкого приземления. Ведь если спускаться на плоскость, ты и велосипед и себя ломаешь. Нагрузки очень большие, и выглядит банально некрасиво. 

Точно так же выбираем и ступени. Прыгая в плоскости по диагонали (из-за того, что они тоже наклонены), приземляться на скорости довольно мягко. 

Что не так со скейтпарками?

В ходе беседы Максим затронул важную тему скейт-парков. Он иногда катается там и вот что замечает. 

– К примеру, в Минске построили скейт-парк имени Уго Чавеса. И неправильно. Очень много кривых фигур, которые по стандарту должны быть другие. Кататься на них не только неудобно, но еще и покалечиться можно. В том и проблема. Тебе ответят: “Есть же скейт-парк”. И не объяснишь, что это не то, что нужно. Недавно в Бобруйске построили крытый скейт-парк с поролоновой ямой. Но с трамплина на велосипеде там ничего не сделаешь.

freerider grodno maks

Одновременно с локациями, которые сооружали по непонятному принципу, гродненский фрирайдер признает, что есть и хорошие аналоги, но их мало.

– Грустно. Понимаешь, что все равно не добиться уровня зарубежных райдеров не добиться, потому что негде. За границей многие катаются с 6 лет. Дети крутят сальто и трюки, которые я не умею. Страшно представить, что они смогут через десяток лет. Ведь у них есть все условия для этого: крытые скейт-парки с поролоновой ямой, в которой они просидят всю зиму и проучат элементы, а потом перенесут их на большие трамплины. Захотели — поехали в горы, покатались там. У таких ребят по несколько велосипедов под разные дисциплины, потому что деньги позволяют. 

У нас же даже если с финансами все возможно, такие велосипеды элементарно сложно сюда притащить. Белорусские ребята теряют годы и поздно начинают. Плюс ломают то, что они строят, и недолюбливают. Вдобавок непонятно, как развивать свое медийное пространство. В сумме не ясно, к чему вообще стремиться.

freerider grodno maks

Среди умений Максима — масса всевозможных трюков. И всему этому он научился сам без наставников и подходящих площадок. Внешне кажется, что для гродненского фрирайдера нет ничего невозможного. Но по его словам, велосипед все же не пластилин. 

– На нем крутятся только определенные вещи. Разница между спортсменами лишь в том, что можно выучить все стандартные трюки, но отработать свой стиль. К примеру, выполнить сальто в необычном месте, о котором никто бы не подумал или не решился бы там сделать. 

Основные трюки, которые делает Максим на трамплинах:

1. Backflip (заднее сальто)

2. 360 (разворот на 360°)

3. Suicide nohand (седло зажимается коленями, а руки убираешь за спину)

4. Tuck nohander (поджимаешь руль к животу, зажимаешь раму ногами и отпускаешь руки)

5. Cannonball (отпускаешь две ноги, а руками хватаешься за седло)

6. Toboggan (одной рукой хватаешься за седло, а второй поворачиваешь руль на 90°)

7. Table top (закладываешь велосипед в полете таким образом, чтобы колеса были параллельны земле) 

8. No foot cancan (отпускаешь две ноги и одну из них закидываешь за раму так, чтобы обе оказались с одной стороны относительно рамы велосипеда).

9. Nac-Nac (ведущую ногу в полете закидываешь за заднее колесо)

10. Nothing (в полете отпускаешь одновременно ноги и руки, а потом возвращаешь обратно)

11. Flair (заднее сальто, совмещенное с разворотом на 180°: в основном делается в рампе, как и разворот на 540°, называемый "пятёрой")

Кувырок назад учил в… снег. До сих пор вспоминает неделю 2022 года, когда он выпал. 

Но сейчас и его зимой нет. Поэтому даже очень замотивированные ребята находятся в безвыходном положении.

Катания белорусских райдеров отчасти этим и интересны. За неимением специальных площадок, они катаются везде, что и вызывает эффект ужаса. В то время как езда европейских фрирайдеров по бетонным трамплинам чаще всего однообразна и очень похожа между собой.

О травмах

В своих многочисленных “нарезках” Максим честно показывает и неудачные прыжки. В таком спорте этого не избежать.

– Вы упоминали моменты, когда ломаешь и себя, и велосипед. Какие самые серьезные травмы были?

– В 2020-м году сломал себе на одной руке лучевую кость. В первый раз она неправильно срослась, ломали заново, поставили спицу. Около 3 месяцев я был в гипсе как раз летом — в самый сезон — и потом еще месяц восстанавливался.

freerider grodno maks

После сломал себе на второй руке ладьевидную кость. Она тоже криво срослась, из-за чего у меня теперь тут бугорок и немного ограничена подвижность. Можно было сделать операцию, но пришлось бы резать сухожилия и связки. В результате еще более длительное восстановление и не факт, что получилось бы. Особо не мешает, поэтому решили оставить как есть. 

Случалось много неприятных падений. Но серьезных травм, к счастью, больше не было. 

– Какие обязательные средства защиты у фрирайдера? Вижу у вас шлем в тон волос :)

– Наколенники, защита голени, шлем, перчатки — кому как удобно, но я не могу кататься без них. И в основном кеды: из-за плоской подошвы есть куда зацепиться педалью. Чаще всего это Vans. В целом, они предназначены для скейтбординга, но подходят и для велосипедов, потому что защищают ногу плотным материалом и пластиковыми вставками. Существует и спецобувь, но стоит она дороже и достать ее у нас сложнее. Я пробовал определенные фирмы, но пока в “вансах” комфортнее всего.

Фрирайдерам тоже бывает страшно

Трюки, которые выполняет Максим, очевидно, не для каждого. Со стороны кажется, что этот парень совершенно бесстрашен.  

– Есть что-нибудь, чего вы боитесь?

– Страх есть абсолютно всегда. Даже в том, что ты уже делал. Особенно, если пробуешь что-то впервые и не знаешь, как повезет. Фигура может быть построена правильно, но ты просто ошибешься со скоростью — и это может закончиться плохо. 

Боязнь присутствует, но появилось понимание, как ее перебаривать: когда она осознанная, а когда нужно убирать. Одно дело, если приходишь на откровенно кривое место и решаешь там прыгнуть — тебе страшно, потому что головой понимаешь, что исход может быть печальным. И другое дело, если ты абсолютно все расчертил у себя в голове — от такого страха нужно избавляться. Тут тонкая грань: важно одновременно и не травмироваться, и прогрессировать, пробуя для себя что-то новое.

freerider grodno maks

– То есть это не бездумные прыжки в любом случае?

– Стараюсь много раз подумать и максимально подготовиться. Есть вещи 50/50, когда понимаешь, что если сделаешь, будешь сильно доволен собой. Нужно лишь больше усилий и решимости. Но существуют и такие райдеры в Беларуси, которые катаются по правилу ошибки выжившего. То есть ты можешь ездить круто только потому, что на все решаешься. Но из-за недостаточно отточенного навыка в один момент это может стать трагедией. Даже если десятки и сотни раз идеально прыгал трамплин, все равно можешь упасть. Нужно поймать грань: и подготовиться к прыжку, но и не бояться всю жизнь, чтобы постоянно пробовать что-то новое и шел прогресс.

freerider grodno maks

Падения, понятное дело, бывают. И я отношусь к ним плохо, потому что это неприятно. 

– За какими эмоциями вы идете во фрирайд?

– Адреналин, как и в любом спорте. Он выделяется — от этого ощущаешь радость. Завязан на положительных моментах, когда что-то получилось. И это применимо к любому делу. Даже если ты играешь в шахматы и кого-то выиграл — тоже счастлив. Будут те же самые эмоции, что для меня прыгнуть или сделать сальто.

freerider grodno maks

– Как к этому относится семья?

– Они уже привыкли, что это часть моей жизни и ничего не сделаешь. Возможно, не сразу понимали, да и я тоже, чего конкретно хочется от этого вида спорта. Иногда злился. Но постепенно начал показывать, что получается и этим можно заниматься. Теперь даже помогают: возили в ту же Гайану. И с деньгами на велосипеды тоже. Если бы не купили самый первый — ничего бы этого не было.

freerider grodno maks

О медийности и сравнении с Мишаней Огородником

Сегодня Максим ведет свой блог в YouTube, TikTok и Instagram. Многие его видео набирают сотни тысяч просмотров.

– В какой момент решили выйти из тени и показывать свои трюки на широкую публику? Какова была реакция?

– Первоначально начал выкладывать на YouTube. Мне нравилось делиться — это тоже своеобразное творчество. Одно дело научиться кататься, другое — образовать и преподнести свой стиль. А потом появился TikTok — стал публиковать туда, потому что банально проще и больший охват аудитории. Для меня это как дополнительная опция к увлечению.

freerider grodno maks

В комментариях в основном своя аудитория, потому что сторонние люди на страницу не придут. Но если ролик залетает на широкую публику, можно встретить разные мнения. Под одним таким популярным видео, набравшем 400 тыс. просмотров, была масса неодобрения. Я решил сделать сальто на криво построенном трамплине, и упал. Получил много осуждений в духе: “Жаль, что не сдох”. Но в основном мои видео смотрят “свои”, которые понимают, что это спорт, и которым интересно.

– Вас часто сравнивают в комментах ТikTok с Мишаней Огородником. Кто это и почему?

– Это украинский фрирайдер, который в нулевые годы очень классно катался и многим мог составить конкуренцию. Мишаня поднял свою медийность. И хотя он далеко не лучший во фрирайде — просто самый известный — определенно внес большой вклад во все это.

Я сам в какой-то степени рос на его старых видео. И нас часто сравнивают по манере езды. Но она сформировалась на основании того, что нам просто негде было кататься — вот мы и катались везде. Мишаня хорошо зарабатывал в последние годы. Но, к сожалению, не катанием. В СНГ это не сильно развито и нет серьезных спонсоров. 

Единственный, кто пробился в этом деле — Кирилл Бандерони из Москвы. Они дружили с Мишаней и вместе райдерили. Но в 2018 году он получил травму — диффузное аксональное повреждение мозга. Несколько недель пролежал в коме, восстанавливался и сейчас уже не катает. Пытается продолжать для души, но особых вестей от него сейчас нет. Это из ярких представителей СНГ. 

Как реагируют белорусы?

Одно дело — интернет, где каждый смело высказывает свое мнение. И совсем другое — люди, которые живут с тобой в одном городе и видят все в реальной жизни.

– Самые нелепые или обидные фразы в свой адрес, которые ты слышал от прохожих — были?

– В Бресте и Минске фрирайд встречают с большим позитивом. В Гродно относятся к этому скорее нейтрально, за исключением пары случаев. Стычек или сильных недопониманий на моей памяти не было. Есть люди, которые говорят: “Классно”. Могут трюк попросить сделать, как недавно в Грандичах.

– Как видите свое развитие во фрирайде?

– Чем старше становишься, тем спокойнее можно кататься. Однажды наступает возраст, когда ты уже не можешь позволить себе риски. Поэтому я ставлю цель просто кататься и делать все, что могу. Например, брать велосипед и ездить на хорошие трассы.

Белорусские фрирайдеры могут развивать свою дисциплину и самостоятельно. Но, во-первых, мы ведь не пригоним трактор и не скажем, что строим здесь что-то. К сожалению, без разрешения и определенной техники это сложно. Во-вторых, нужно грамотное понимание вопроса. В-третьих, мало построить — нужно еще людей научить кататься. Это очень долгий процесс, без спонсорства тут нереально. Однако для начала хорошо бы просто получить ненужную территорию, трактор и разрешение: “Делайте”.

Максим рассуждает о том, как сложно построить толковую площадку в стране. И скейт-парк — это не совсем то, что нужно. Вместе с тем он отмечает, что имеет понимание, как это сделать. Важно, чтобы подобная трасса подходила всем: и молодые прогрессировали, и опытным райдерам было интересно. Но самое главное — минимизировать риски и травматизм. 

– Мне понравилось, как сделали в дерт-парке Люблина. Там идеально по цепочке выстроены трамплины от самых маленьких, которые может проехать даже ребенок, до больших. Ты буквально шаг за шагом можешь пробовать новое, совершенствоваться и это будет безопасно.

Гродненец говорит, что для начала хватит и простейшего аналога из трех трамплинов: поролоновой ямы, резинового и жесткого приземления. По его мнению, там могли бы прыгать практически все. И только потом выходить на улицу. 

    (с) АвтоГродно

    // Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции

Эту Skoda Yeti Александр Дежкунов купил новой почти 11 лет назад.

О том, как съездить в Грузию из Беларуси на автомобиле – рассказал Виктор из Пинска. У него уже богатый опыт - ездил на ...
Виталий живет в одной из деревень Слуцкого района, в город ездит для заработка. По выходным он собственными руками собра...
АвтоГродно нашел на просторах TikTok гродненца, который настолько эффектно выполняет трюки на велосипеде, что дыхание зр...
Следите за нами в соцсетях