Эта ярко-синяя Audi 5000 S Quattro вряд ли кого-то оставит равнодушным. Мало того, что машинка старая, так ещё и модель выпускалась исключительно для рынка США! Уникальный экземпляр в наших широтах!
Корреспонденты av.by встретились с Вячеславом, владельцем «Аванта», чтобы поговорить о невероятно длинном и сложном пути «идеального» рестомода.
«О серьёзном проекте даже не думал»
— Audi я приобрёл зимой 2012 года как свой первый автомобиль, — начинает свой рассказ Вячеслав. — В то время никаких мыслей о серьёзном проекте, конечно, не было. Искал «немца» в универсале, чтобы возить запчасти для мотоциклов и помогать родителям.
— Изначально рассматривал Opel Omega A (все были ужасно гнилые) и BMW, но друзья предупредили: «Эта машина тебя разденет!» Да и бюджет был совсем небольшой — всего 2 000 долларов. Соответственно, поиски дались нелегко.В конце концов посмотрел в сторону Audi 100 (С3). Внешне «сигара» меня не особо привлекала, но в отзывах её характеризовали как простую и надёжную.
— И всё же за эти деньги долго не мог найти подходящий вариант в нормальном состоянии. Однажды наткнулся на объявление о продаже универсала Avant (С3). Машина была на ходу и в богатой комплектации. Правда, из всех перечисленных опций не функционировала ни одна... Но я радовался тому, что автомобиль технически исправен. В итоге забрал его за 1 850 долларов.
— Первый год универсал помог мне отшлифовать навыки вождения. А глобальная история восстановления началась с момента, когда сгнили задние «карманы»… Это болезнь всех старых «соток», кстати.
Жизнь закрутилась вокруг «немца»
— С тех пор моя жизнь закрутилась вокруг этого «немца». Стал изучать информацию в различных источниках, участвовать во всяких клубных встречах и т. д. И вот тогда я заприметил Audi 5000 S. Слабость к старым «американцам» дала о себе знать — тут же загорелся идеей перестроить свой «Авант»!
— Были мысли продать автомобиль и приобрести уже более подготовленный вариант, но в процессе поисков передумал и пошёл самым сложным путём. Машину отправил на покраску. Товарищ предоставил мне гараж, где в течение пяти месяцев я самостоятельно всё переваривал и занимался подготовкой. Ну а он уже «обливал» весь кузов.
— В один из вечеров в том самом гараже пришли с другом к мысли о переоборудовании авто на полный привод и установке турбированного 20-клапанного мотора. Последний казался мне почти несбыточной мечтой — агрегат очень редкий и дорогой.
— В 2020 году решил собрать двигатель своими руками. Год ушел только на поиск запчастей по всему СНГ. Рабочий объём — 2 226 см³, мощность — 230 л. с., крутящий момент — 350 Нм, прошивка заводская — AAN. Турбина KKK24 осталась родная — её полностью перебрали. Блок управления пока тоже старый Motronic, в планах установить спортивные «мозги». Расход топлива в городе получается более 15 л на 100 км.
— Подготовив кузов к установке полного привода, продолжил собирать все механические и электронные компоненты: МКПП, бак, редуктор, задний подрамник, управление блокировками. Но, взявшись за дело, обнаруживал всё больше проблемных мест… Руки опускались, когда осознавал, какой объём работ уже проделан и сколько ещё предстоит…
— Тогда начал поиск другого кузова. Увы, подходящих на рынке попросту не было! По чистой случайности при покупке решётки со значком Quattro я узнал, что этот же человек продаёт и «живой» кузов. И в марте 2023 года я покупаю его за 400 долларов в Пружанах!
— Сразу устранил все «болячки», переварил. Элементы, которые вваривал, предварительно «песочил» и отдавал на гальванический цинк. Пороги были мятые и ржавые — заменил их на KLOKKERHOLM и вварил туда трубы для жёсткости кузова. В процессе также выяснилось, что один лонжерон повреждён. Нашёл донора — вварил элемент в свой.
— Немало времени заняла и адаптация кузова к системе климат-контроля: в старом экземпляре эта функция у меня была, потому терять её не хотелось.
— Заднее стекло, кстати, которое подарил мне товарищ, очень редкое: зелёное, с дворником и надписью «Quattro»… Ну а капот — от Audi 200! Очень уж он мне нравится.
— К установке всех компонентов, даже мелочей, подходил с особым трепетом. Мелкие детали в виде хомутов, клипс, резинок я тщательно вычищал мыльным раствором после работы по вечерам. Всё должно было быть идеально!
— В итоге я получил тот самый первый Quattro! Что касается расходов на кузовные работы, то я уложился в $6 000. Но стоит учитывать: почти все процедуры выполнял самостоятельно.
Тормозная система и подвеска
— Задние тормоза здесь вентилируемые с диаметром поршня 43 мм. Они от Audi S4 (C4). А вот спереди пока стоят родные Girling 60 (с дисками 276 мм): готовлюсь к установке вентилируемых Brembo на 322 мм от VW Touareg.
Вакуумный усилитель тут двухмембранный от Audi A8 (D2), рулевая рейка и многие элементы подвески — от Audi 100 (C4). На мой взгляд, они более износостойкие для кузова С3.
— Кулису переделал на более короткий ход, перевёл на шаровые, взял тягу стабилизатора от Audi A2. Всё это с небольшими доработками установил — и получился вечный узел!
— Подвеска вышла спортивная, с занижением. Амортизаторы, кстати, стоят от KYB Ultra Sport. После установки подрамников к лонжеронам «на жёсткую», без сайлент-блоков, через металлические втулки, автомобиль стал по управляемости как картинг. Очень отзывчивый! Но и неровности на дороге, конечно, теперь чувствуются ярче. Установил задний стабилизатор от Audi S6 (C4), также распорку на днище и на передних стаканах от Audi S4 (C4) с самодельной толстостенной трубой. Оба подрамника теперь тоже работают как распорки лонжеронов.
— Бронзовые литые диски — BBS R18. К ним у меня особая любовь с детства! Отец часто смотрел «Формулу-1», и я, разумеется, сидел у «телика» вместе с ним… Ну а этот бренд постоянно мелькал перед глазами. Как-то отыскал бэушные диски в Минске и тут же взял, после чего отдал на полировку. И вот сейчас — красота!
КПП со сцеплением, «которое просто так не купить»
— Коробка передач здесь стоит от дорестайлинговой Audi С3 для полного привода. Со сцеплением, которое просто так не купить! Корзину и диск нашёл бэушные, последний отдавал на переклёпку.
— Не могу сказать, что сейчас механизм хвастает отличными показателями по передаточным числам, но моей главной целью было оставить родную механическую вакуумную блокировку межосевого и заднего дифференциалов. Редуктор и полуоси, кстати, здесь тоже родные.
— Система впрыска и подача воздуха также заводские. Переделывать их я планирую чуть позже. А вот выхлопная система уже кастомная — 60-миллиметровая прямая труба и прямоточная задняя банка Remus.
— Салон за всё время я менял три раза, пока не пришёл к итоговому варианту со светлым велюром. Кстати, передние сиденья — Recaro, заказывал их из Нижнего Новгорода. А родные стёкла все заменил на зелёные.
— Вот эти индикаторы — давления и температуры масла, а также наддува турбины — тоже устанавливал самостоятельно. В торпедо не было выхода под них, поэтому решил поставить над динамиком. Смастерил крепление, заказал два оригинальных VDO индикатора — давления и температуры. А по наддуву уже пришлось купить китайскую запчасть.
— Подключение не заняло много времени, так как я предварительно сделал проводку для них от двигателя. Установил для более чёткого контроля. Ремонт мотора очень дорогой, поэтому отслеживаю его состояние.
— Приборная панель здесь тоже необычная, собирал одну из трёх доноров. Хотел с «милями», а под данный торпедо в СНГ не мог найти. Одну купил сам в России, а вторую мне помог заказать мой подписчик из Канады. В итоге получил то, что желал.
— Руль очень редкий, трёхспицевый — оригинальный BBS! Мне он обошёлся в $250, но знаю: сейчас за такие просят и все 400 долларов. К слову, это уже пятая по счёту «баранка». До неё, помимо других, красовался трёхспицевый Nardi…
В процессе разговора обращаем внимание на маленькую «американку».
— Радуясь результатам выполненных работ, я решил сделать мини-копию автомобиля. Купил эту машинку Avant, изготовил новые бамперы, переделал салон, установил другую оптику и двигатель. Ради дисков BBS дополнительно потратился на модельку Porsche 911 Turbo S и перекинул колёса на свой «Авантик». Вторая копия, кстати, стоит дома — в таком же цвете, но без доработок!
20 000 долларов за 12 лет
— Обслуживание машины провожу каждые 7—9 тыс. км. В двигатель заливаю масло 10w60. Покупаю у знакомого, следую его рекомендации. Он уже давно в теме старых «тачек» — ему я доверяю! Все другие запчасти тоже приобретаю у него. Кстати, масляный фильтр здесь огромный. Опять же, установлен по совету товарища, — смеётся наш собеседник.
— За 12 лет проделано много работы. Расходы я не считал, но могу с уверенностью сказать: 20 000 долларов в этот проект вложено. Как минимум. Стоил ли того результат? Для меня ответ очевиден… Машина радует каждый день, а от осознания того, что почти всё сделано своими руками, вдвойне приятно.
Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указана как эквивалент для удобства восприятия информации.