Летом неизбежны ливни, а вместе с ними и подтопления отдельных участков дорог. В чем в Беларуси уже не раз смогли убедиться в этом году.
В связи с этим возникает много вопросов: как действовать в случае потопа, если у вас «электричка»? Можно ли ехать в глубокую лужу и что делать, если машина стояла и ее залило?
Рассказывает Андрей Ахрем из ABW.
С вопросами обратились на СТО, одной из специализаций которой является ремонт «утопленников», в том числе электрических.
Ее руководитель Константин Корожан говорит, что ключевые узлы «электричек» намного герметичнее, чем автомобилей с ДВС, но заезжать в лужи по колено он все-таки не рекомендует:
– На самом деле электромобили, грубо говоря, герметичнее машин с двигателями внутреннего сгорания. У них нет воздухозаборника – гидроудар им не грозит. Да, снизу много электрических разъемов, но они хорошо защищены от воздействия влаги, по крайней мере, кратковременного. Вода с дороги во время дождей на них в любом случае попадает. Но, исходя из практики, наводнения «электрички» переносят лучше, чем авто с ДВС.
Если вы на электромобиле окажетесь в воде, током вас не ударит – в каждой машине на электротяге предусмотрены серьезные системы защиты. Тем не менее как с точки зрения автовладельца, так и с позиции инженера, да и просто исходя из здравого смысла, я не рекомендую форсировать на электромобилях глубокие лужи. Видите подтопленный участок дороги – остановитесь и подождите, пока уйдет вода. Или выберите другой маршрут. Даже если вода по пороги – лучше не лезть, не говоря уже про лужи по капот – вода в салоне, которая может попасть внутрь через уплотнители или воздухозаборник печки, вам точно ни к чему, – говорит Константин.
«Никогда не знаешь, какой блок сгорит»
– В случае если во время сильного ливня электромобиль был припаркован где-то в низине и оказался серьезно затоплен, не следует пытаться запустить его самостоятельно. Даже попытки «прикурить», чтобы открыть двери, могут обернуться серьезными проблемами:
– Если «электричка» постояла в воде – подавать питание на нее нельзя. Не «не рекомендуется», а категорически запрещено! Это ключевая ошибка, которую допускают многие владельцы электромобилей после потопов. Она может привести к серьезному дорогостоящему ремонту. Даже если машина подает признаки жизни – ты никогда не знаешь, какой блок сгорит, когда будет подано питание.
Поэтому вызываем эвакуатор, везем машину в сервис и уже там проводим вскрытие, разборку и дефектовку, в том числе осмотр эндоскопом батареи, осмотр двигателя или двигателей, слив масла из редуктора/редукторов, куда вода может попасть через сапун.
Также необходимо уделить внимание электронным модулям, большое количество которых расположено в салоне, в том числе под полом. Естественно, если вода оказывается в салоне – они намокают и ничего хорошего это не сулит. В нашей практике был случай: в машине в сильный дождь остались открытыми окна. Вода намочила ковролин пола, человек так и поехал – у него в движении сработали подушки безопасности. Никаких ошибок при этом на панели не было.
Поэтому, если вода попала в салон – машину нужно быстро везти к мастерам, все разбирать, сушить, чистить и обрабатывать разъемы. И чем быстрее это будет сделано – тем лучше, – рассказывает специалист.
«Каждый случай уникален»
По словам представителя СТО, стоимость ремонта электромобилей, пострадавших от потопа, может отличаться в разы:
– Сколько стоит восстановление затопленного электромобиля, сказать невозможно. Даже какую-то среднюю сумму привести не смогу – каждый случай уникален. Могу только сказать, сколько стоит дефектовка – 500 рублей в среднем по рынку.
Она включает в себя разбор салона с демонтажем сидений и снятием ковров, проверку всех электронных блоков и проводки, осмотр двигателя, батареи, слив масла из редуктора – то, о чем уже говорилось ранее. Только после того, как пройден весь чек-лист проверки и есть полная уверенность в безопасности подачи питания и запуска двигателя, это можно делать.
Как правило, после дефектовки вызывается владелец автомобиля, которому озвучиваются обнаруженные проблемы и вместе с ним принимается решение относительно дальнейших действий. Соответственно, когда есть понимание фронта работ, есть и понимание стоимости ремонта. Она, повторюсь, для каждого электромобиля уникальна, – резюмирует Константин.
С конца июня парковка работала в бесплатном режиме из-за замены оборудования – шлагбаумы были открыты.
По протесту прокуратуры Витебской области отменено решение горисполкома.