Сегодня Гродно – самый автомобилизированный город Беларуси. А ведь и сто лет назад он выделялся на фоне остальных: в центре был автосалон FORD, стояли заправочные колонки, курсировали автобусы. Но это 30-е годы. А что было раньше?
"Может, я и не прав, но мне кажется, что это самый ранний снимок, на котором есть автомобиль на улицах Гродно", – рассказал АвтоГродно админ паблика "РЕТРО Гродно", который ищет старые фотографии города и с помощью современных технологий раскрашивает снимки.
Админ паблика предполагает, что снимок датирован периодом 1900 - 1910 гг. На нем запечатлена нынешняя площадь Советская, ратуша (разобрали в 1946 году) и Фарный костел. На площади мы видим с десяток коней и повозок, а рядом стоит – автомобиль!
По такому снимку весьма сложно назвать марку этой машины, но можно представить, что в начале XX века автомобиль в Гродно мог восприниматься, как если бы сейчас на площади припарковался летающий аппарат.
За дополнительным комментарием по этому снимку мы обратились к гродненцу Александру (Sembat), который коллекционирует старые фотографии Гродно: "Думаю, что этот снимок датирован 1915 годом. Определенно, это одно из первых фото Гродно, где встречается автомобиль. Есть еще снимок "памятника Столыпину" тех же лет, на фоне которого видны грузовики. Вообще, автомобили в наш город пришли вместе с немцами во время Первой мировой. Та же история и с фотографиями: до немцев наш город фотографировали на неудобные студийные фотоаппараты, а немцы пришли с карманными фотоаппаратами и сделали большое количество фотографий Гродно".
1915-1918 годы. Памятник "Столыпину" в Гродно, был открыт 15 июня 1914 года
Для сравнения, вот как выглядел основной транспорт Гродно в начале века. Эти снимки датированы 1920-ми годами:
Фото из инстаграм @timelessgrodno
Фото из инстаграм @timelessgrodno
Улица Советская 1915-1916 годы
Согласно материалам газеты «Наше утро», в 1913 году в Гродно насчитывалось 16 машин, из которых 10 принадлежали управлению строительством крепости, то есть военным, остальные – частным лицам.
Немецкий автомобиль на рыночной площади, 1915-17 годы
Тоже одна из первых фотографий автомобиля в Гродно:
Но зато в 1930-е годы мы наблюдаем настоящий "бум" автомобилей в Гродно. В 1929 году по Гродно начали ездить первые автобусы (по другим данным это произошло еще раньше). А на площади Стефана Батория (нынешняя Советская) начинает работу автосалон новеньких автомобилей FORD в Гродно!
К слову, в это время в Гродно был и автосалон Шевроле, фотографии его еще не встречались, но вырезки из газет с рекламой салона есть. В эти же годы в Гродно выпускались мопеды и мотоциклы Неман на фабрике семьи Старовольских.
Но смотрим старые фото дальше и рядом с автосалоном FORD мы замечаем одну из первых заправочных станций Гродно:
В архивах паблика и редакции АвтоГродно есть и другие "столетние фотографии", на которых запечатлены автомобили в Гродно. Например.
Улица Волковича, 1929 год:
1930-е – автобус "Гродно - Скидель"
1930-е – База автобусного общества Autoruch
Первая автобусная база Гродно располагалась на улице Magistracka, 1. Сегодня это адрес ул. Советская, 12 в центре Гродно:
Фото первой BMW в Гродно
Конец 1930-х годов. Одинокий BMW на улице Липовой. Сейчас это улица Горновых.
Фото из инстаграм @timelessgrodno
Снимок из 70-х
Пока мы готовили этот материал, встретили еще один интересный кадр. Правда, эта фотография "посвежее" – 1970-е годы.
На фото – остановка общественного транспорта на улице Мостовой, возле будущего драмтеатра:
Фото Наталии Дорош
Кстати, вы знаете, какой считается первая фотография Гродно? Загляните в наш тест.
***
Если в вашей коллекции тоже есть старые фото Гродно (до 2000-х годов), присылайте в редакцию! Давайте покажем фото гродненцам.
(с) АвтоГродно
// Перепечатка материала и его фрагментов с разрешения редакции
Микрорайоны индивидуальной жилой застройки в Гродно не остаются без внимания.
Оказалось, что лидчанин, работавший в этой фирме, слил почти три тонны топлива за три рейса.