| av.by
| av.by

Самый вежливый маршрутчик страны: «К пассажирам обращаюсь только по именам»

52-летний водитель маршрутного такси из Гродно стал популярным после нашумевшего видеоролика в TikTok. Поездку из Гродно в белорусскую столицу Владимир начинает с угощения пассажиров конфетами. Предлагает зарядить телефоны и всем без исключения желает хорошей и комфортной дороги.

«Прямо как в самолёте!» — говорят пассажиры. Ну а журналисты av.by отыскали того самого водителя и пообщались с ним. Какие конфеты предпочитают клиенты, сколько можно заработать в сфере пассажирских перевозок и что хотелось бы в ней поменять — в материале.

Журналисты договорились встретиться с Владимиром за полтора часа до его отправления из Гродно в Минск. Решили, что времени для общения будет достаточно, да ещё и с пассажирами успеем поговорить, а заодно и воочию увидим этот уникальный сервис. Увы, со временем немного прогадали. Уж больно занят был мужчина — нам постоянно приходилось отвлекаться. Сначала Владимир обзванивал своих пассажиров, потом встречал их, забирал багаж, а также угощал белорусскими конфетами сопровождающих и детей, предлагая более комфортные места для пожилых клиентов.

В сфере пассажирских перевозок гродненец занят семь лет. До этого работал на лафете: перевозил иномарки из Европы в Беларусь. А затем произошло счастливое событие — родились дочери-близнецы. И хотелось как можно больше времени проводить с семьёй. Да и условия труда изменились: выросли таможенные пошлины, машины стали дорогими и не особо востребованными. Было решено — сменить работу!

— Пригнал я тогда из Германии Volkswagen Crafter. Переоборудовал его здесь под 15-местный пассажирский автобус и начал перевозить людей. А почему бы и нет? Профессия — нужная, интересная. Испробовал все маршруты: Гродно — Лида, Островец — Сморгонь — Ошмяны, Гродно — Новогрудок — Лида… Какое направление было свободным, туда меня и ставили…

К слову, сейчас своих пассажиров Владимир перевозит на шестилетнем Mercedes-Benz Sprinter. А угощает путешественников конфетами не первый год. Говорит, что в той же Германии таким подходом никого не удивишь. Да и в Беларуси частные фирмы и магазины уже давно предлагают клиентам сладости.

— Конфета — это ассоциация с чем-то хорошим, нотка позитива всегда! И начинать дорогу лучше с хорошего настроения, — замечает Владимир. — На Новый год у меня были угощения с предсказаниями, например… Улыбались тогда все!

В день мужчина совершает два рейса: из Гродно до Минска и обратно. Ваза с конфетами в салоне полная всегда. Здесь можно и карамельки отыскать, и желейные…

— А «Взлётные» не покупаете? — в шутку спрашиваем мы, вспомнив, что кто-то из пассажиров сравнил его с пилотом самолёта.

— Покупал, конечно! Но тут разницы особой нет, какие конфеты в вазе лежат… Разве они бывают невкусными?

Зарядка для всех типов телефона, подушки для пожилых и детей, бесплатный Wi-Fi, зонтик в дождливую погоду… Думаете, это всё, чем так «зацепил» Владимир своих пассажиров? Отнюдь! Он к каждому из них обращается исключительно по имени:

— Ну а как ещё? Пять раз сказать «девушка» или «мужчина»? Так по имени куда проще да приятнее. У меня в заказах отмечено, на кого бронь…

— А как вы всех пассажиров запоминаете?

— Да нет с этим проблем никаких… Наверное, природой заложена во мне хорошая память на имена…

К слову, многие пассажиры относятся к этому с удивлением. Согласитесь, далеко не от каждого маршрутчика можно услышать, например: «Светлана, вы на какой остановке будете выходить?»

— И что, совсем не случалось конфликтных ситуаций у вас? — интересуемся мы у гродненского водителя.

— Ну почему? Были, конечно. Тут ведь главное — умело сгладить все шероховатости и обойти острые углы. Правда, один раз пришлось вызывать милицию прямо на трассе. В салоне ехали четверо выпивших мужчин. Трое из них — нормальные, а вот их друг оказался конфликтным товарищем. Провоцировал людей, ругался… Просто потерял контроль над собой! Я сделал ему одно замечание, потом — второе… Не помогло! Высадить его на остановке, наверное, было бы совсем не по-человечески: зима, холод, трасса… Но пассажирам он очень мешал. И пришлось вызвать наряд милиции. Это произошло на трассе М6, на 74-м километре, на АЗС. Приехали правоохранители, я его передал… Друзья его продолжили ехать, потом ещё на выходе извинялись за своего друга перед попутчиками.

К этому времени к маршрутному такси начали подходить первые пассажиры. Пожилую путешественницу пришли провожать дочка и внук. Владимир берёт чемодан женщины, несёт его в багажное отделение.

— Ирина, вам тут будет удобнее! — говорит он пассажирке и указывает ей на место у прохода в первом ряду. — Вы не спешите, заходите, с правой стороны ручка есть…

Потом берёт горстку желейных конфет и протягивает их мальчишке.

— Сопровождающим тоже положено! Угощайся!

Домочадцы расплываются в улыбке, а дочка Ирины в этот момент выдаёт:

— Так это же наш гродненский известный водитель из TikTok. Я вас по конфетам узнала! Теперь, мама, ты точно доедешь в комфорте!

Усадив пассажирку, продолжаем беседу.

— Штрафы бывали у вас?

— Ну только если за превышение скорости. Камеру порой «словишь»... Транспортники, конечно, тоже останавливают и проверяют, но по их линии замечаний никогда не получал. Я же на фирму работаю! Думаю не только о своей репутации, но и о чести всей компании. У нас всегда с документами порядок, машина в полной технической исправности…

— А как относитесь к коллегам-нелегалам? Не обидно, что незаконно отбирают ваш хлеб?

 — Обиды вообще не держу. Тут больше пассажирам надо думать, ездить с такими перевозчиками или нет. У нас есть и страховка, и гарантии, и ответственность мы несём перед клиентами. У нелегалов ничего из этого… Ну раз они съездят, ну два… Сами видите, какие санкции к таким перевозчикам сейчас применяются. Вплоть до конфискации транспортного средства! Так что, какая тут обида может быть?

— От чего зависит заработок перевозчика?

— От пассажиропотока. Чем больше пассажиров — тем больше доход. Расходы-то у нас фиксированные: топливо, налоги (6% от дохода), обслуживание авто. Можно перевезти 15 человек за круг, а можно — 25—30. Прибыль, соответственно, будет разной…

— И сколько способен получить перевозчик в месяц?

— Трудно сказать, всё зависит от количества пассажиров за это время! На мой взгляд, зарплата получается достойная!

 — А сложно сегодня новичку войти в такой бизнес?

— Думаю, да. Перевозчиков много, всё занято… Конечно, проводятся конкурсы раз в пять лет, выставляются лоты-маршруты, на которые можно претендовать. Учитывается здесь и опыт перевозчика, и состояние его транспортного средства. Наша фирма работает уже много лет на этом маршруте, и, чтобы конкурировать с нами, надо оперировать вескими аргументами. Например, иметь обновлённый автопарк, комфортные свежие машины… Так что войти сейчас новичкам — сложно. Но, полагаю, можно!

— Многие пассажиры сетуют на водителей-лихачей. Как вы к этому относитесь?

— Плавность хода — уровень профессионализма водителей. Зачем дёргать машину? Это и для неё плохо, и для людей небезопасно. Маршрутка — такое ТС, которое должно тронуться незаметно и остановиться так же!

— Как вы можете оценить сегодняшние условия для перевозчиков? Тема эта постоянно на слуху, и знаем, что есть некоторые недовольства.

— Я считаю, условия для работы в целом хорошие. Конечно, бывает, когда законы люди создают в кабинетах, не зная всей подноготной нашего труда. В теории это одно, а на практике — другое! Есть у нас ассоциация перевозчиков, которая помогает сделать так, чтобы нам работалось комфортно. Её представители в постоянном диалоге с исполнительной властью. Нас слышат — и это важно!

— Например, есть такая больная тема, думаю, для многих водителей: на минском автовокзале перевозчики могут находиться не более получаса. А у меня между рейсами интервал в полтора часа! И мне необходимо покинуть место, иначе могут выписать штраф. Кто это придумал, я не знаю. Да, я понимаю, что, когда строили автовокзал, не учли такое количество машин. Рядом только парковки для легковых авто. Куда ехать — непонятно!

— Хотелось бы что-то в законе поменять?

— Скорее добавить, а не поменять. Трасса М6 считается небезопасной из-за диких животных. Часто случаются ДТП, и надо постоянно держать на контроле этот вопрос: строить тоннели, какие-то переходы для зверей.

В это время у маршрутки столпились пассажиры. До отправления оставалось 20 минут. Владимир аккуратно загрузил багаж своих спутников, угостил их конфетами…

— Ой, это же наш самый вежливый водитель! — с улыбкой произнесла молодая путешественница, узнав гродненца.

— Привыкли уже к такой популярности? — интересуемся мы напоследок.

— Да, многие узнают. И, знаете, это чертовски приятно!

**

Водитель в белой рубашке с улыбкой поприветствовал пассажиров на борту своей маршрутки, предложил ещё раз всем угощения, рассказал об остановках на пути следования в столицу. Дверь буса закрылась, а мы смотрели на хвост отдаляющейся машины и думали о том, как всё-таки важно (и, как выяснилось, несложно!) создавать хорошее настроение в самом начале пути своего, пусть и небольшого, путешествия.

Нужно ли менять водительское удостоверение иностранцам, находящимся в Беларуси?

Нестандартное применение гаражного инструмента стало основанием для уголовного дела.

Чтобы обеспечить стабильность работы приложения и возможность заряжать электромобили, было принято решение временно откл...
Иван приобрел Opel Zafira два года назад. Почему выбор молодого парня пал на автомобиль, который принято считать пенсион...
Дубайский авиаперевозчик объяснил свое решение об отмене полетов "операционными причинами" и перенаправил все рейсы в Мо...

Предотвратить нарушения и обеспечить безопасность. ГАИ области усилит контроль на дорогах в рождественские выходные.

23 декабря в Гродно открылся крупнейший кузовной центр области. АвтоГродно пригласили на официальное мероприятие. Расска...
Новогодняя суета окутала город: мы спешим и злимся, когда что-то идет не так. Но дорога праздников не отмечает. UPD: реа...
Следите за нами в соцсетях