Александр из Молодечно с женой поехал в недельный автотрип, целью которого стал киберспортивный турнир в Кёльне.
Историей своего путешествия он поделился с av.by. Рассказывает Вероника Гамзюкова.
"Поедем глянем, как стреляют"
— Автотрип в Кёльн на турнир Intel Extreme Masters Cologne 2025 по Counter-Strike 2 был спонтанным. В чате «Дворовый киберспорт» какой-то парень отдавал билеты, потому что у него не получалось поехать самостоятельно. Он предложил их нам, а мы решили не отказываться от такого шанса. Вот так к нам в руки совершенно бесплатно попали билеты на это событие. Формально точкой старта нашего путешествия считаем Катовице, потому что оттуда начали фиксировать расходы. Сборы были быстрыми. Забронировали номера, заправили машину и выехали!
— В Польше, несмотря на рост цен, еда всё ещё дешевле, чем в Германии, особенно если брать общую корзину продуктов. Так что закупка перед выездом — разумный шаг.
Доехали до Катовице с полным баком 70 литров. Добрались до границы Польши — ещё раз заправились, чтобы въехать в Германию с максимальным запасом топлива.


В Польше литр «дизеля» стоил около 6,1 злотого (примерно 1,44 евро). В Германии — минимум 1,5 евро, а чаще 1,6—1,7. Так что экономия очевидна. На границе ещё заглянули в кафе — что-то вроде столовой для дальнобойщиков. Порции там были большими и недорогими: первое, второе и салат для одного можно было взять за 12 евро. Всё очень вкусно, как-то даже по-домашнему. Если не чураетесь таких общественных мест, очень рекомендую!
В Берлине и Кёльне заранее искали отели с парковкой. Это важно, потому что в центре города стоимость часа парковки может достигать 7 евро.
«У немцев с этим всё строго: если у тебя закончился TUV, то сразу получишь штраф»
— Перед поездкой в Германию нужно было приобрести экологическую наклейку на машину. В центр многих городов страны без неё не въехать. Штраф — до 100 евро. Наклейка клеится на лобовое стекло со стороны пассажира, внизу. Заказать её можно онлайн даже из Беларуси (например, через AliExpress).

Фото: camperviaggiareinsieme.it
— Цена — от 5 до 10 долларов, но нужно указать номер автомобиля. Мы не успели купить её заранее, поэтому пришлось озаботиться этим уже в дороге, чтобы въехать в центр Берлина. И перед покупкой наклейки важно проверить, соответствует ли машина экологическим нормам. Для этого есть специальные сайты.
В Германии есть два типа наклеек: жёлтая — это «тройка», зелёная — «четвёрка». С зелёной можно спокойно въезжать в любые экологические зоны города, а с жёлтой появляются ограничения. Это сделано для того, чтобы сократить количество вредных выбросов в крупных городах и не пускать в центр старые машины, которые сильно загрязняют воздух.

— Но мы, как это часто бывает, не позаботились об этом дома. Поэтому уже в самом Берлине поехали на станцию TUV — это местный техосмотр, аналог нашего допуска на дороги.
У немцев с этим всё строго: если закончился TUV, получишь штраф. А если машина сломана и представляет опасность, то снимают номера и лишают права ехать дальше. На самих номерах есть отметка о прохождении техосмотра, и он должен быть действующим.

— Но для иностранных машин это правило неактуально, поэтому мы купили только наклейку, которая обошлась уже в 17,5 евро — вышло в полтора-два раза дороже.
«За парковку в Берлине — почти 30 евро!»
— В Берлине мы остановились довольно далеко от центра. Во-первых, потому, что забронировали жильё поздно, а во-вторых, старались отыскать максимально бюджетный вариант. Удалось заселиться за 62,69 евро за ночь. Так как приехали ближе к полуночи, гулять по городу пошли уже на следующий день.

— Приехав в центр, через Google Maps нашли парковочное место за 1,5 евро в час. Там была схема: компания выкупает парковочные места у жилых домов и сдаёт их через интернет. Мы приехали — место свободное. Но как только попытались оплатить через сайт, то он просто перестал работать. До выезда всё было нормально, а тут — ошибка загрузки, ничего не открывается. Решили не рисковать.
В итоге поехали в торговый центр и поставили машину на платный паркинг за 5,5 евро в час. Прошлись по центральной части Берлина, дошли до Бранденбургских ворот, заглянули в ресторанчик Hopfingerbrau am Brandenburger Tor, который посоветовала подруга жены. По её словам, там вкусно и недорого — и мы не прогадали. Место действительно стоящее.

— Заказали «метр пива». Это десять бокалов по 0,2 литра, которые приносят на деревянной палке метровой длины. Отсюда и название. Кстати, в Германии водителям со стажем более трёх лет разрешено пить пиво и садиться за руль, если уровень алкоголя не превышает 0,5 промилле. Правда, местные блюстители закона всё же предупреждают, что это может стать отягчающим обстоятельством в случае ДТП.
Общий чек обеда — 60 евро за двоих. В целом за один день в Берлине мы увидели немного, а ведь город большой и интересный. Туда стоит ехать, когда времени с запасом.

«Citroen купил в Польше»
— Затем мы отправились в Кёльн. В Германии ехали по автобанам, большинство из которых вообще не имеет ограничения скорости. Я держал круизную скорость в пределах 130—135 км/ч — это было комфортно. Периодически шёл дождь, и видимость ухудшилась, поэтому я не рисковал и ехал аккуратно. Машина вела себя отлично, никаких проблем не возникало.
Кстати, о машине. У меня рестайлинговый Citroen C5 2012 года выпуска в универсале. Двигатель 2.0 HDI — говорят, лучший дизель у Citroen и Peugeot. Пока что никаких нареканий, всё работает как часы. По трассе при скорости 130 км/ч расход по БК — около 5,4—5,5 литра на «сотню». Очень экономично.

— Раньше я ездил из Быдгоща в Катовице и обратно — это около 800 километров. Тогда я держал скорость примерно 150 км/ч, и расход топлива был выше: около 6,4—6,5 литра на 100 км. То есть при увеличении скорости всего на 20 км/ч расход вырос почти на литр. Вопрос предпочтений: кому-то важнее экономия, кому-то — время.
Машину купил в начале 2025 года (тоже в Польше) через одну из крупнейших площадок — AAA Auto. Она обошлась мне в 24 999 злотых — это около 6 000 евро. Ещё за ТО с запчастями заплатил 240 евро. Автомобиль выбирал вместе с мастером, у которого раньше обслуживал Renault Scenic II. Он, кстати, отговаривал меня от «французов» и советовал обратить внимание на автомобили группы VAG. Я просмотрел разные варианты, но душа легла к двум: Citroen C4 Grand Picasso 2015 года и Citroen C5 2012-го.

— Кузов моего С5 был в отличном состоянии: без следов ДТП, с чистым лакокрасочным покрытием. Пробег для Европы был очень низким — всего 219 тыс. км. Мы проверили его по польской базе Historia Pojazdu, где фиксируются данные техосмотров. Пробег везде совпадал. Решил забрать!
«Воскресенье — официальный выходной. Всё закрыто»
— Дорога из Берлина в Кёльн оказалась сложнее, чем ожидалось. Вместо запланированных пяти часов в пути провели более шести — из-за дождей (временами даже сильных ливней), аварий и пробок. Тем не менее добрались до Кёльна, где без проблем заселились.

— По городу передвигались исключительно на общественном транспорте. Жили примерно в 25—30 минутах от Lanxess Arena — места проведения турнира IEM Cologne. Арена находится недалеко от центра: пешком до Кёльнского собора около 20 минут, а на транспорте — 30—35.
Для передвижения по городу брали проездные билеты. Билет на 24 часа стоит 9 евро с человека, а одноразовый — 3,70, поэтому выгоднее брать суточные. К сожалению, билетов на 2—3 дня нет, поэтому мы брали два суточных и один одноразовый на человека. Этого хватило на всё время пребывания (4 ночи).
— Полезный совет для путешественников: в Германии, как и во многих других странах Европы, воскресенье — официальный выходной. Это значит, что большинство магазинов, аптек и супермаркетов в этот день не работают. Открыты могут быть только фастфуды вроде McDonald's и некоторые рестораны. Поэтому стоит заранее планировать покупки и не откладывать важные дела на воскресенье.
Motorworld Koln и коллекция Шумахера
— Во время пребывания в Кёльне мы успели посетить несколько знаковых мест. Первым, конечно же, стал Кёльнский собор — символ города и одно из самых впечатляющих архитектурных сооружений, которые я когда-либо видел. Даже турнир IEM Cologne использует в своей визуальной айдентике отсылки к собору: витражи, элементы оформления сцены — всё это вдохновлено его архитектурой.

— Моя жена, например, раньше считала костёл в Вене самым красивым, но после визита в Кёльнский собор изменила своё мнение: он действительно поражает масштабом и величием.
Внутри — огромные пространства, невероятная высота. Всё это производит сильнейшее впечатление. Это то место, которое обязательно стоит увидеть своими глазами. Кстати, внутри самого собора продаются сувениры и памятные вещи.


— Вторым важным пунктом нашей программы стал Motorworld Koln — выставочное пространство и торговая площадка для эксклюзивных автомобилей. Там можно увидеть и приобрести суперкар, Rolls-Royce, старинные Porsche, ретроавто. И главное — вход туда бесплатный, что приятно удивляет.

— Motorworld есть в разных странах Европы, а также в США. Но Кёльнский отличается тем, что в нём представлена личная коллекция автомобилей Михаэля Шумахера. Для меня, давнего фаната «Формулы-1» и самого Шумахера, это было особенно ценно. В детстве я болел за него всей душой. Не переносил Фернандо Алонсо, когда они боролись за титул, — отмечает Александр шутя.

— В экспозиции — болиды Ferrari, Benetton, Mercedes, на которых он выступал в разные годы (начиная с первых сезонов и заканчивая возвращением в «Мерседес»). Также выставлены двигатели, экипировка (костюмы, шлемы, перчатки) и даже кубки, которые завоевал великий гонщик. Всё это — часть его личной коллекции, размещённой в Motorworld, потому что сам Михаэль родом из города Хюрт, который находится недалеко от Кёльна.

Магазин 4711 и фонтан, из которого течёт одеколон
— Ещё одна совершенно неожиданная находка нас ждала в «Бургер Кинге»: там была акция, посвящённая аниме «Наруто». Весь интерьер был оформлен в тематике сериала, продавались специальные бургеры с оранжевой булочкой. В наборах можно было получить фигурку или футболку. Я купил комплект за 43,26 евро с фигуркой Гаары и футболкой, где Наруто и Саске едят бургеры. Отличный сувенир для фаната!
— Ещё одно интересное место, которое мы посетили, — магазин 4711. Тот самый, где, как утверждают, был изобретён одеколон. Это не просто магазин, а своего рода музей. Он двухэтажный, хотя второй этаж — скорее балкон с экспозицией. Там можно узнать историю создания одеколона, увидеть старинные сосуды, в которых он продавался, и даже попробовать аромат. В магазине установлен фонтан, из которого течёт настоящий одеколон. Можно нанести его на себя. Аромат приятный, цитрусовый.

Фото: из открытых источников
— Именно там мы узнали, что изначально одеколон был алкогольным напитком. Производители скрывали рецепт, но после принятия закона, обязывающего указывать состав на упаковке, они решили изменить назначение продукта и стали продавать его как аромат. Так появился одеколон в привычном нам виде. Возможно, именно поэтому на постсоветском пространстве его употребляли внутрь (исторически это было не совсем ошибкой, а скорее возвращением к истокам), — рассказывает Александр с улыбкой.

— Что касается самого пребывания в Кёльне, то большую часть времени мы проводили либо на турнире, либо у Кёльнского собора. Турнир занимал почти весь день — с обеда до вечера. А собор стал местом вдохновения для моей жены — 2D-художника. Она внимательно рассматривала архитектурные детали, наблюдала за светом, формами, фактурой — всё это стало для неё источником новых идей.
«Событие было настолько живым, что трудно описать словами»
— Турнир проходил в Lanxess Arena в Кёльне — довольно крупной арене вместимостью 20 000 человек. Я ранее трижды бывал на IEM Katowice на арене Spodek в Катовице, так что мне есть с чем сравнивать. Кроме того, был на легендарном StarLadder i-League 2016 в Минске. Но поездка в Германию на IEM Cologne стала для меня первой. Могу сказать, что это был самый масштабный турнир из всех, что я видел.

— Lanxess Arena значительно больше. Она овальной формы, а зрители сидят по всему периметру, кроме той стороны, где расположена сцена. По моим ощущениям, зрителей было явно больше 10 тысяч.
Атмосфера невероятная: все кричали, поддерживали команды. Даже на трансляции это было слышно, потому что организаторы установили микрофоны в зале, чтобы передавать эмоции толпы. Из забавного: в первый день микрофоны стояли прямо на перилах, и люди могли до них дотянуться.
— Некоторые кричали запрещённые слова, включали музыку с неподходящими текстами, поэтому со второго дня микрофоны перевесили под потолок, чтобы никто не мог до них добраться.
Событие было настолько живым, что трудно описать словами. Люди реагировали на каждый раунд, каждый «фраг», каждый «клатч» — вне зависимости от того, какая команда выигрывала. Толпа была максимально вовлечена, и именно это мне нравится в киберспорте: зрители не просто смотрят — они живут происходящим.


— После окончания турнира мы ненадолго остались в Кёльне. Сам турнир завершился в воскресенье, но, чтобы не ехать ночью, мы вернулись в отель и выехали уже в понедельник утром. Обратная дорога была прямой, без остановок, за исключением короткой паузы на границе Германии и Польши, где мы сделали перерыв на обед. Возвращение к точке старта заняло около 11 часов.
«Из необычного — депозит на тару, спрайт за 4,5 евро и пиво 8 градусов»
— В Германии важно читать этикетки, потому что при покупке напитков в бутылках — пластиковых, стеклянных или жестяных — к цене на товар добавляется залог за упаковку. Это может быть 0,25 или 0,5 евро. Потом эти бутылки можно сдать обратно в магазин — там стоят специальные автоматы, которые считывают штрихкод и принимают тару.
— Это то, чего ещё нет в Беларуси. Возможно, появится в будущем. В Польше, насколько я знаю, такая система должна начать работать в 2026 году. Эта практика уже есть и в Австрии.
Когда я оказался в Германии, взял пиво Paulaner, ведь в Беларуси оно довольно популярно. Увидел тёмное, купил без лишних раздумий. Пришёл домой, открыл бутылку — а там 8 градусов! Крепость чувствуется, но привкуса спирта нет. Удовольствия от вкуса я не получил, но это был интересный опыт. Так что если будете покупать пиво в Германии, то обязательно смотрите на его крепость, указанную на этикетке.
Вообще, в каждой федеральной земле Германии варят своё пиво. В барах можно узнать, какое местное пиво стоит попробовать. Вкус зависит от региона, и это делает дегустацию особенно интересной. Мы заходили в местные ресторанчики — еда в Германии очень вкусная. Особенно запомнились штрудель, шницель и рулька, приготовленная в пиве. В Германии, кстати, очень популярен Radler — это смесь пива с соком, обычно 50 на 50. Бывают варианты с колой или спрайтом.
Ещё в Германии много травяных ликёров — это её национальная особенность. Самый известный, конечно, Jagermeister, но в каждом регионе есть свои настойки. Мы, например, купили ликёр от семейной фабрики Laufenberg, которая всё время своего существования (более 160 лет) принадлежит одной семье. Бутылку я взял как сувенир, до сих пор не открывал.

— А ещё интересный момент: мы заказали лимонад, ожидая что-то фруктовое, может, со льдом и кусочками цитрусовых. А нам принесли стакан спрайта — без фруктов, без добавок. И стоил он 4,5 евро! Возможно, самый дорогой спрайт в моей жизни.
А когда был на арене в Германии, заметил интересную систему с напитками: при покупке любого напитка взимался депозит за стакан — около 2 евро. То есть если напиток стоит 4 евро, то ты платишь 6. В течение мероприятия можешь обменивать стаканы: отдаёшь использованный, а тебе наливают в новый. А в конце просто сдаёшь стакан и получаешь свои 2 евро обратно либо наличными, либо на карту.

— Поездка в Кёльн обошлась мне в 1 079,71 евро. Сейчас расскажу подробнее о статьях расходов, которые входили в эту сумму. Проживание — 348,54 евро. На топливо ушло 261,13 евро, причём по возвращении домой осталось ещё больше половины бака. На продукты — 225,02, на питание на арене и в заведениях — ещё 178,12. Проездной и дополнительные расходы составили 43,40 и 23,50 евро соответственно. Это без учёта билетов на кибертурнир, которые мне достались бесплатно. Вообще, билеты стоили 238 евро за два места на верхний сектор (он был самым дешёвым). Так что, если округлить, можно сказать, что вся поездка с билетами потянула бы на 1 350 евро.
Звучит настолько непривычно, что в это трудно поверить.
В четверг, 20 ноября 2025 года, возобновляет свою работу остановочный пункт "Торговый центр OldCity" по ул. Дубко.