В четверг министр МВД Литвы Владислав Кондрусевич заявил, что Литва планирует открыть для пропуска фур закрытый пограничный пункт пропуска «Шальчининкай», где находятся около 500 транспортных средств.
А всего в Беларуси застряло около 5000 литовских тягачей и полуприцепов: Литва закрыла границу, а Беларусь в ответ разрешила пересекать границу литовским грузовикам только через литовские пункты пропуска, пишет abw.by.
По словам министра, по поводу открытия «Шальчининкая» планируется обратиться к Беларуси. «Большая группа находится на пункте пропуска «Шальчининкай», там с белорусской стороны, в «Беняконях». Мы предполагаем, что транспортные средства смогут начать движение через этот пункт, поскольку они больше никуда не могут ехать. Там и водители, и прицепы», – сообщил Кондратович литовским СМИ. Он также добавил: «На техническом уровне мы, скорее всего, передадим через наших пограничников сообщение о возможности использования именно «Шальчининкая» для этого транспорта. Посмотрим, как отреагирует Беларусь».
По словам министра, Литва рассчитывает достичь соглашения с Беларусью о пропуске транспортных средств, находящихся в «нейтральной зоне» у пограничного пункта «Шальчининкай». «Если будет достигнута договоренность о том, что будут пропускать только те автомобили, которые действительно находятся в нейтральной зоне, вблизи границы, мы обязательно двинемся, а там посмотрим», – сказал Кондратович.
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене в среду заявила, что Литва обратится к Минску с просьбой разрешить грузовикам вернуться домой, а сам В. Кондратович упомянул о возможности увеличить пропускную способность частично функционирующего пункта пропуска «Мядининкай». По его словам, сейчас решается проблема фур, находящихся у границы, однако перевозчики должны сами нести ответственность и за те грузовики, которые находятся по всей территории Беларуси. «Я не говорю, что мы не будем решать эту проблему, но и сам бизнес должен подумать, как он соберет те прицепы, которые разбросаны по всей Беларуси. Мы, как государство, тоже об этом думаем и понимаем, что это граждане нашей страны», – отметил министр МВД Литвы.
Национальная ассоциация автоперевозчиков Linava, заявляя, что перевозчики до сих пор не получили официального плана действий от правительства, а обращение к Минску проблему не решит.
Комментарий ситуации ГТК Беларуси
Из 5 тысяч тягачей и прицепов, оставшихся в Беларуси после закрытия границы, литовские контролирующие службы за пять суток пропустили на свою территорию только 180 сцепок (тягач и прицеп). Такие данные привел сегодня ГТК Беларуси. Там также прокомментировали ситуацию, судя по всему это было сделано до того, как Кондратович предложил открыть «Шальчининкай», но приводим комментарий ГТК Беларуси: «Парадокс ситуации заключается в том, что просьба и реальные действия литовской стороны взаимоисключают друг друга. Границу с Беларусью они открывать полноценно не собираются, вместе с тем будут пытаться договориться о возвращении с белорусской территории литовских транспортных средств.
Принятая Беларусью ответная мера по ограничению движения литовских грузовиков белорусско-литовским участком границы никоим образом не препятствует возможности выехать этим транспортным средствам через пункты пропуска на литовской границе. Так может просто использовать ее, открыв движение через пункты пропуска «Мядининкай» и «Шальничинкай»? Тогда зарегистрированные в электронной очереди на территории Беларуси транспортные средства, среди которых большинство литовских, смогут выехать».
Сегодня утром Госпогранкомитет Беларуси сообщил, что перед длительными выходными свыше 6200 транспортных средств ожидают въезда в ЕС. Перед польским погранпереходом «Тересполь» («Брест») находится 3000 легковых автомобилей и 151 автобус.
Литовские пункты пропуска закрыты до 1 декабря.
"Колейка" сейчас, к сожалению, ставит рекорды.
Сегодня, 5 ноября, в Гродно открыли движение по новому участку объездной дороги от Южного рынка к Ольшанке.