Обстановку на границе в последние годы можно охарактеризовать как стабильно напряжённую: сотни, а то и тысячи ожидающих въезда в Европу автомобилей и автобусов давно стали привычным явлением для нас.
За ситуацией на границе, в том числе в традиционно наиболее загруженном международном автодорожном пункте пропуска «Брест — Тересполь», постоянно следят журналисты .
"Но такого ажиотажа, что наблюдается в данном ПП сейчас, мы не припомним", – говорят журналисты портала av.by.
Репортаж Людмилы Николайчук.
Субботним днём 16 августа перед единственным действующим пассажирским пунктом пропуска на белорусско-польской границе скопилось более четырёх тысяч машин и свыше сотни автобусов!
По информации «Белтаможсервиса», ориентировочное время ожидания въезда в ЕС для легковых авто на данный момент составляет почти неделю, автобусы находятся в очереди около двух суток.
Новые правила ожидания очереди не работают?
Как известно, с октября прошлого года в ПП «Брест — Тересполь» были введены новые правила ожидания очереди, которые несколько упростили прохождение границы для легковых автомобилей. Теперь после регистрации транспорта в системе электронной очереди можно покинуть приграничную зону и ожидать вызова на границу где угодно, например, отправиться домой или поселиться в гостинице.
Такие изменения хоть и сделали томительное ожидание прохождения границы более комфортным для путешественников, но, увы, никак не повлияли на его продолжительность. Бизнес по продаже мест в колее с введением новых правил ожидания закономерно канул в Лету. Но и в такой ситуации люди по-прежнему находят способы ускорить прохождение границы.
Ну а что касается следования через границу автобусов, то тут всё без изменений. Упомянутые выше нововведения данного вида транспорта не коснулись. Как рейсовые, так и туристические автобусы по-прежнему стоят в колейке перед пунктом пропуска. В последние дни эта очередь вышла далеко за пределы приграничной зоны, растянулась до Варшавского кольца и завернула на Берестейское шоссе.
Вдоль километровой колеи из автобусов от полуденного зноя и гнетущей неопределённости томятся люди. По обрывкам их разговоров понимаешь, что всех здесь по большей части волнует один и тот же вопрос: как скоро получится пройти границу? Но ответа на него, увы, не знает никто.
— Уже вторые сутки пошли, как мы тут кукуем, — говорит одна из пассажирок автобуса «Брест — Варшава», — и даже к пункту пропуска ещё не подъехали. Граница стоит. Вчера у поляков был государственный выходной (15 августа в Польше отмечают Вознесение Девы Марии и День Войска Польского. — Прим. авт.), так совсем слабо они работали. Но разве на праздники граница закрывается? Думаю, такого не должно быть. Вон какую очередь собрали.
Что остаётся делать в такой ситуации пассажирам автобусов? Смиренно ждать и искать способы скоротать время на границе либо попытаться пересечь её поскорее. Как? Пожалуй, этим вопросом никто здесь не задаётся, ведь всем путешественникам известна практика подсадки в ближайшие к пункту пропуска автобусы. Недавно в Сети появилась подтверждённая информация, что некоторые перевозчики (например, «Минсктранс», Ecolines, Intercars) организовывают бесплатную пересадку в свои впереди стоящие ТС при возможности и наличии мест в последних.
На подсадку не берём! Или всё-таки можно?
Но можно ли пересесть в автобус другого перевозчика прямо перед ПП? Либо вообще просто приехать на границу и присоединиться к пассажирам любого из ближайших к пункту пропуска ТС за дополнительную плату, разумеется? Теоретически нельзя. Такой подход — нарушение, ведь посадка в международные автобусы допускается только на автовокзалах и автостанциях. Перевозчики в данном случае ограничены законодательством и постановлениями правительства, которые определяют правила пассажирских перевозок.
В начале этого месяца в Гродно прошла встреча Транспортной инспекции и компаний региона, занятых в международных перевозках пассажиров. Для решения проблемы подсадок в автобусы на границе на мероприятии предлагалось даже разворачивать весь автобус при несоответствии количества пассажиров в салоне документам! Тем не менее на данный момент существование практики «подсадок» перед ПП «Брест» ясно как божий день. Данная информация подтверждается многими пассажирами — для этого достаточно изучить приграничные чаты в мессенджерах либо пообщаться с людьми на границе лично. При этом в ходе проведения наших репортажей в пункте пропуска водители автобусов обычно всегда опровергают применение такой схемы.
— На подсадку не берём! — все как один уверяют они. — Транспортники часто проверяют, штрафы платить никому не хочется.
Нестыковочка получается. Кому же верить? Остаётся только проверить лично. Как вы уже поняли, мы на границе. И сегодня мы здесь с неофициальным визитом.
Без билета
Под видом путешественников, желающих как можно скорее выехать в Европу, минуя сотню автобусов, пробуем найти место в одном из тех, что уже находятся на так называемой «стометровке» и готовятся въехать на территорию пункта пропуска.
— Мест нет, — говорит водитель первого автобуса. Не сказать, что неожиданно. Идём дальше.
Шофёра следующего автобуса найти не удалось, но его пассажиры тоже неплохо осведомлены — свободных мест у них в салоне нет.
— А на подсадку в ваш автобус брали? — спрашиваем.
— Да, подсаживались люди, но места закончились ещё часа четыре назад.
— А сколько брали за билет?
— 50 евро.
Обходим ещё с десяток рейсовых автобусов — везде полный комплект. Но тут нас подзывает водитель туристического ТС (такие автобусы стоят в другой колее).
— Места у нас есть, — говорит он. – Но сотрудники Транспортной инспекции часто дежурят, могут проверить…
— Так что, вы на подсадку не берёте? — не получив однозначного ответа, интересуемся мы.
— Берём. 50 евро это будет стоить.
— А билеты мы получим на руки?
— Билеты вам дадут только на вокзале! — отрезает собеседник.
— А как быть с Транспортной инспекцией? Что, если проверит?
— Мы можем вам квитанцию выписать. Всё официально, — уверяет нас водитель. – Проблем при проверке не возникнет. А ещё с нами вы сможете скорее пересечь границу: туристические автобусы проезжают быстрее, чем рейсовые. Пропускают тут по такой схеме: три туристических, один рейсовый.
Благодарим мужчину за информацию. Но решаем заглянуть ещё в парочку ТС. Водитель микроавтобуса, следующего из Бреста в Белосток, также готов взять нас на борт за 50 евро, но уже без каких-либо подтверждающих покупку билета документов.
Впереди ещё один автобус.
— Парочка мест ещё есть, — говорит его водитель. Такса стандартная — 50 евро.
— Билеты выдаёте? — спрашиваем.
— Нет.
— А что, если сотрудники Транспортной инспекции заглянут?
— Не заглянут! Всё нормально будет, они ничего не проверяют, — пытается убедить нас водитель.
***
Как говорится, что и требовалось доказать. Удостоверились лично: практика подсадки в автобусы на границе процветает, несмотря на контроль Транспортной инспекции и нормы законодательства. При этом деньги за билет часто идут мимо кассы. Однако, думается, не стоит объяснять, чем чреваты такие нарушения для пассажиров, ведь людей, вынужденных сутками маяться на границе, последствия уже мало волнуют…
// Фото Иван Ткаченко
Житель Вороновского района продал знакомому мотоцикл в рассрочку – тот передумал платить.