Гродно – город автокомисов, а значит гродненцы особенно хорошо понимают настроение рынка подержанных автомобилей. Мы решили пообщаться с руководителями крупнейших площадок по продаже автомобилей и узнать, что сейчас происходит в этой сфере. Если хотите купить или продать автомобиль, эта информация может быть полезна. Начинаем небольшой цикл материалов.
В первом выпуске мы обратились к руководителям четырех автоцентров и задали им одинаковые вопросы:
- 1 – Что сейчас происходит на рынке поддержанных автомобилей и каковы тенденции?
- 2 – Что происходит с ценами в последние полгода-год?
- 3 – Появляются ли в продаже китайские поддержанные автомобили? Какие? Насколько тяжело или легко для них искать нового владельца?
- 4 – Насколько хорошо продаются поддержанные электромобили? Какие сильнее падают в цене, какие удерживают цену?
AutoFamily: "покупатели стали ценить маленькие пробеги и обращаться к автоподбору"
– Что происходит на рынке поддержанных автомобилей?
– За последние время покупатели все больше начали присматриваться к пробегу и состоянию автомобиля. Маленький пробег наконец-то начинают ценить (при условии хорошего состояния авто). Более того, все больше людей обращаются к услугам автоподбора – это удобно и безопасно. У крупного агрегатора появилась услуга покупки отчета по автомобилю, что также помогает покупателям иметь больше информации об автомобиле до его покупки, – рассказывает АвтоГродно руководитель "АвтоФамели" Михаил.
– Что происходит с ценами?
– Мы наблюдаем плато по продажам – нет ни повышенного интереса, ни резкого спада. Спрос спокойный. Все потому, что у большинства людей отпуска и хорошая погода способствует отдыху. При этом есть тенденция на спад цен на определение модели автомобилей – обычно это французы, китайцы, корейцы. А вот немцы уверенно держат ценовой сегмент, более того, незначительно растут в цене, – говорит Михаил.
– Как дела с китайскими автомобилями?
– Мы видим все больше автомобилей китайского производства на улицах Гродно и такая же ситуация на авторынке – их становится все больше. Как правило, это автомобили организаций, у которых уже довольно большой пробег и, соответственно, удовлетворительное состояние. Вопреки общему мнению, продать хорошего китайца с небольшим пробегом не составляет труда.
– А электромобили продаются?
– Сегодня все бренды начали бороться за рынок электромобилей, а мы наблюдаем некоторый хаос в этом сегменте. Посмотрите, новый электромобиль можно купить за 30-40 тысяч у.е., при этом о ресурсе автомобиля и о его безопасности информации достаточно мало. И если не видно разницы, то зачем платить больше?! Из-за этого Теслы на вторичке сильно просели в цене, хотя к качеству их китайских конкурентов, порой, есть вопросы. В целом мы видим, что люди до сих пор опасаются электромобилей, особенно с пробегом. Для некоторых это еще та диковинка, но взгляд в этот сегмент направлен все чаще. От взрывного роста продаж рынок бу тормозит то, что сети зарядных станций и специализированных сервисов только начинают развиваться.
Справочно: автокомис "АвтоФемели" находится на ул. Понемуньская, 5а. Подробнее.
VORONOFF BROS: "автомобили до 10k как хорошее вино – со временем дорожают"
– Что происходит на рынке поддержанных автомобилей?
– Рынок очень изменчив. Если кратко, на него влияют сразу несколько сильных факторов: курсы валют, различные перемены в законах, санкции, перенасыщенность рынка, большая конкуренция. Бурно развивается рынок свежих авто – сейчас в Беларуси можно купить дешевле свежепригнанный автомобиль, чем машину с пробегом по РБ. И этих автомобилей настолько много, что часто покупателю проще на месте найти свежепригнанный автомбиль с нужным цветом, годом и комплектацией, чем гнать самому из Европы или США, – рассказывает АвтоГродно Павел, руководитель автохауса VORONOFF BROS.
– Что происходит с ценами?
– Есть две тенденции. С одной стороны все больше продавцов, которые отдают в минус зависшие автомобили, потому что очень много предложений на рынке и слишком большая конкуренция. С другой стороны, на популярные модели в сегменте до 10 тысяч цены точно такие же, как примерно лет 7 назад. И глядя на эту тенденцию, про автомобили из этого сегмента можно сказать, что "они как хорошее вино, с годами становятся только лучше". Это звучит странно, но именно такую ситуацию мы наблюдаем прямо сейчас.
– Как дела с китайскими автомобилями?
– Люди осознали, что БелДЖИ и Geely хорошие автомобили. Coolray, Atlas, Tugella и Monjaro – все что с шильдиком Geely – продается очень быстро. Если говорить о таких брендах как Chery и EXEED – то это мертвое дело. Особенно нет продаж среди тех марок, которые уже закрылись. Например, есть такой электромобиль как Weltmeister – выпуск прекращен, спрос равен нулю.
Павел говорит, что направление "авто из Китая" стало в последнее время крайне популярным.
– Курс Юаня сейчас такой, что автомобили из Китая стали намного выгоднее, чем из Европы. В среднем оттуда техника на 4 000 дешевле рынка, особенно разница чувствуется на электромобилях. Но Audi, Mercedes и BMW из Китая тоже популярны. Китайские бренды тоже везут, особенно BYD и Geely. Все факторы сошлись в одно время и в одном месте. Одновременно наступает Корея, где рынок перенасыщен дизельными автомобилями. Если кто-то ищет Audi, BMW и Volvo с дизельными моторами, то с вероятностью 99,9% выгоднее привезти из Кореи.
Справочно: автокомис VORONOFF BROS находится на парковке ТРК Тринити: проспект Янки Купалы, 87. Подробнее.
Автокомис #1: "Огромное кол-во предложений, часто нужно уступать цену"
– Что происходит на рынке поддержанных автомобилей?
– Мы видим пять мощных тенденций. Во-первых, прямо сейчас на рынке "цунами предложения", просто огромный приток машин. Покупатель сейчас "купается" в выборе. Во-вторых, "колебания спроса", он есть, но стал более капризным и избирательным. Покупатели тщательно сравнивают, ищут лучший вариант по цене и состоянию, не спешат. Автомобиль "с характером" или с завышенной ценой может застаиваться. В-третьих, "битва за качество" – машины в хорошем состоянии, с понятной историей (желательно сервисной книжкой, минимум владельцев) и адекватным ценником находят покупателя быстрее. Сегодня люди готовы платить за предсказуемость. И в четвертых, "рост спроса онлайн" – подавляющее большинство клиентов начинает поиск в интернете. Качественные фото, детальное описание, прозрачная история – это уже не преимущество, а необходимость. "АвтоГродно" в этом плане – важная площадка для нас, – говорит Анастасия, представительница Автокомиса #1.
– Спасибо за признание! А что происходит с ценами?
– После резкого скачка цен в конце прошлого – начале этого года, мы наблюдаем явную стабилизацию и даже некоторое снижение по многим сегментам. Огромное количество машин на рынке заставляет продавцов быть более гибкими. Цены уже не растут, а чтобы привлечь покупателя, часто приходится идти на уступки. А еще, видим четкое разделение. Автомобили с адекватной, рыночной ценой (особенно популярные модели в хорошем состоянии) продаются относительно нормально. А вот машины, где продавцы все еще пытаются держать цены на пике прошлого года или выше рыночных, "зависают" надолго.
– Как дела с китайскими автомобилями?
– Китайские б/у автомобили стали реальностью нашего рынка. Особенно часто у нас встречаются BUD, Haval, Geely, FAW. И, в принципе, при должном подходе все они продаются. Правда, здесь четко заметно, что старшее поколение на этот сегмент еще смотрит с недоверием, со стереотипами. А вот молодые покупатели чаще интересуются, молодежь обычно ищет максимально свежий автомобиль за свои деньги, готова рискнуть ради новизны и комплектации.
– А электромобили продаются?
– Спрос есть, но это все еще очень специфический сегмент. Основные покупатели – энтузиасты и владельцы домов. Сильно падают в цене электромобили старше 5-7 лет, особенно с большими пробегами и/или от массовых брендов (ранние Nissan Leaf, Renault Zoe, Kia Soul EV). Потенциальные покупатели сильно переживают из-за ресурса батареи. "Удерживают цену" свежие электромобили (1-3 года) от премиальных брендов (Tesla Model 3/Y, особенно Long Range/Performance, Audi e-tron, Porsche Taycan - но их мало на вторичке) и модели с доказанно хорошим состоянием батареи (BYD, Leapmotor, Voyah Free, DongFeng). То есть они падают в цене "медленнее", чем другие электромобили, но все равно теряют в цене ощутимее, чем аналогичные по классу ДВС.
Справочно: Автокомис #1 находится на ул. Славинского, 2Б. Подробнее.
Автоцентр Autocity: "Рынок в состоянии покоя, цены не меняются полгода"
– Что происходит на рынке поддержанных автомобилей?
– На сегодняшний день рынок пребывает в состояния покоя. Банки поставили на паузу автокредиты, дают только потребительские, да и суммы небольшие. Есть обращения из РФ. Интересуются сегментом подороже, но у них первый вопрос: "сколько автомобиль находится в РБ". Если больше года, то разговаривают дальше, так как платят небольшой утиль, если меньше - не интересуются из-за большого "утиль сбора". В целом, если сравнивать с летними месяцами прошлого года - то в 2025 году продажи хуже, – рассказывает Евгений, руководитель Автоцентра Autocity.
Евгений добавляет, что последние полгода ситуация с ценами не меняется.
– Как дела с китайскими автомобилями?
– Китайские автомобили с пробегом появляются в продаже все чаще, ведь им же нужно куда-то деваться. Но здесь становится вопрос в их ликвидности. Такие автомобили сильно теряют в цене. Видим, что 10-летний и даже 5-летний китайский автомобиль уже почти не вызывает интереса у покупателей. Покупатель считает, что ресурс китайских автомобилей значительно ниже, чем у европейских. Поэтому продать китайский автомобиль, с пробегом, например 150 - 200 тыс километров сегодня проблематично. Увы, к нам приезжают китайские автомобили, у которых на одометре лишь 6 000 км, а они уже проходили гарантийные ремонты и моторов, и подвески, – говорит Евгений.
Справочно: Автоцентр Autocity находится по адресу ул. Южная, д.6. Подробнее.
*** Продолжение следует
Как действовать водителям, которые намерены добиться компенсации при повреждении авто после сильного ливня?