| Onlíner Иван Кришкевич
| Onlíner Иван Кришкевич

"Прогревать двигатель надо, но долго не нужно и даже вредно". Специалист про главный зимний вопрос

Не так давно ГАИ напомнила о том, что водители, долго прогревающие свои автомобили, могут получить штраф.

Не касаясь юридической части этого вопроса, Onlíner рассмотрел техническую.

Как долго надо прогревать зимой автомобиль и как это делать правильно?

И еще несколько вопросов

Как рассказывает журналист Иван Кришкевич, к подготовке материала подтолкнуло еще и письмо читателя, в котором он объясняет необходимость длительного прогрева техническими особенностями своего автомобиля.

«У меня двигатель 3,6 на газу — модель Dodge Grand Caravan 2011—2020 года выпуска. Он прогревается на бензине, а когда прогреется, переключается на газ. Но за 5 минут этот объем двигателя не прогреется, стекла и двери не отмерзнут (а второй ряд дверей раздвижной, у них большая площадь прилегания к кузову, они вообще могут не отмерзнуть).

И что же мне делать? Я с замерзшими стеклами и дверями через пять минут просто не могу двигаться физически. Это очень странные правила о прогреве. Или прогревать 5 минут, выключать на 5 минут и снова прогревать 5 минут — так можно? Непонятно, я вне закона со своей машиной получаюсь.

Это же не 1,5 литра, как у большинства машин, или не «электричка», где есть опции быстрого отогрева машины зимой. У меня старый добрый ДВС, да еще и газовая система, которой нужно свое время прогреться. А представьте, если бы это был трехлитровый дизель? Минут 15 надо тарахтеть, чтобы он нагрелся, а это еще и самое вонючее топливо. А еще не забываем про прогрев масла в коробке переключения передач, ему нужно немного больше времени, чем двигателю.

Именно поэтому у меня стоит автозавод двигателя, чтобы включить двигатель из окна квартиры и минут через 10 я только смогу начать отдирать прилипший снег снаружи».

Сколько времени нужно на прогрев двигателя?

С технической точки зрения какое-то время на прогрев требуется, чтобы смазочный материал разошелся по системе смазки двигателя. Для этого достаточно буквально несколько десятков секунд, даже если говорим про масло вязкостью 10W40, — объясняет инженер по подготовке кадров, консультант по сервисному обслуживанию холдинга «Атлант-М» Дмитрий Перлин. — В это время двигатель работает на повышенных оборотах, но без нагрузки, и его деталям ничего не грозит. Главное в этот момент — не газовать, что некоторые водители норовят сделать, пытаясь прогреть его быстрее или чтобы избежать падения оборотов и прекращения работы — в случаях, когда по тем или иным причинам холостой ход у мотора нестабильный.

При температуре окружающего воздуха не ниже –10 градусов достаточно постоять 2—3 минуты — за это время вы как раз смахнете снег с машины и очистите стекла. Если мороз крепче, то пусть будет 5 минут. Но больше стоять смысла нет. Если двигатель исправен, этого уже будет достаточно для его стабильной работы и для безопасности деталей, — утверждает специалист.

По его словам, минимальный прогрев на месте необходим, но устраивать длительный — это не лучшее решение. Без нагрузки двигатель дольше выходит на рабочую температуру, находясь все это время в неоптимальном для себя режиме. В этот момент он работает на обогащенной топливно-воздушной смеси, что провоцирует ускоренное нагарообразование внутри двигателя (в частности, клапанов). Смешиваемое с топливом масло быстрее теряет свои качества. Это же негативно сказывается и на экономичности.

Разные моторы греются по-разному?

Вспоминая крик души нашего читателя, спросили у Дмитрия, зависит ли скорость прогрева от типа и конструкции двигателя? Он подтвердил, что агрегаты могут набирать температуру с разной скоростью. Например, современные дизельные ДВС в силу их высокой эффективности в принципе греются неохотно, даже под нагрузкой. На холостых оборотах — тем более. Бензиновые двигатели прогреваются быстрее. Но вот что касается зависимости скорости прогрева от объема и вообще размеров двигателя, специалист обратил внимание на следующее обстоятельство:

— Современные даунсайзинговые моторы прогреваются быстро не из-за их малого объема, а из-за ряда технических решений, позволяющих им максимально быстро выходить на рабочую температуру. Это интегрированный в ГБЦ выпускной коллектор, сложная система охлаждения с несколькими электронноуправляемыми термостатами, помпа с электроприводом или переменной производительностью и так далее. Как результат, они прогреваются быстро, но именно по этим причинам, а не из-за их литража.

Помним про другие агрегаты

Требует ли прогрева коробка передач? С одной стороны, он бы не помешал, с другой же, когда автомобиль стоит на месте, прогрева практически не происходит. В случае с «автоматом» или вариатором перед началом движения рекомендуется «пощелкать» передачами, перебирая все доступные позиции селектора, но все равно основной прогрев агрегата будет происходить уже во время движения.

Но первые километры должны проезжаться в щадящем режиме. Это касается и оборотов двигателя (лучше не поднимать их выше 2500 об/мин), и нагрузки на него (это и выбор правильной передачи, и плавная работа газом). Требует аккуратного обращения и коробка. Например, в случае с «механикой» стоит придерживаться плавных переключений — при более быстрой работе рычагом вы даже можете почувствовать более жесткое включение передач.

Не забудем о том, что масло есть и в амортизаторах, и в рейке (если усилитель электрический или электрогидравлический), а при сильном морозе дубеют резиновые и пластиковые детали. Опытный водитель в состоянии прочувствовать, когда прогрелся не только двигатель, а весь автомобиль: ехать он начинает совсем по-другому.

Чем больше, тем дольше?

А как насчет прогрева салона? Чем он больше, тем сложнее его прогреть? Дмитрий уточняет, что на самом деле производительность системы отопления и вентиляции подбирается исходя из внутреннего объема салона, так что если автомобиль спроектирован грамотно и технически исправен, то разница между крупной моделью и малолитражкой не должна быть кардинальной.

Впрочем, специалист соглашается с тем, что в случае с минивэном будет такой фактор, как большая площадь остекления, и на то, чтобы замерзшие за ночь стекла прогрелись, действительно может потребоваться время. В этом случае он советует использовать специальный размораживатель или пульверизатор с незамерзающей жидкостью — это позволит быстрее решить проблему.

У Беларусі прадставілі ўнікальны каляндар – для кожнага месяца пазіруе беларуская прыгажуня на фоне аўтамабіля, і не тол...
В Гомеле управление ДФР Комитета госконтроля и налоговые органы разоблачили крупную схему уклонения от налогов в сфере т...
Весной прошлого года 9 транспортных средств POLESTONE и ZEEKR 2024 г.в. общей стоимостью 1,5 млн. бел. рублей были ввезе...

Полезная новость для всех, кто покупает, продает или просто хочет проверить свой автомобиль на предмет скрытых болячек.

Вчера вечером, 16 декабря, читатель АвтоГродно стал свидетелем дрифта в Ольшанке.

Опасная ситуация попала на камеру видеорегистратора в Гродно 14 декабря. Все произошло на перекрестке улиц Горького, Ост...
Минский тракторный завод планирует с 2026 года внедрить новый формат промышленного туризма – индивидуальные экскурсии, к...

Зима уже давно — это не мороз и солнце, а туман и мгла.

Следите за нами в соцсетях