Легко ли нарваться на подделку после того, как многие бренды ушли с нашего рынка?
Не хлынули ли такие детали вместе с волной китайских и российских аналогов? И сможет ли простой автолюбитель понять, что ему пытаются подсунуть в магазине?
Onlíner обсуждает эти вопросы с экспертами на реальных примерах.
Где точно не стоит покупать запчасти, если не хотите отдать деньги за подделку?
— Какой вообще шанс нарваться в Беларуси на подделку? — с этого вопроса начали разговор со специалистами компании «Армтек».
— Смотря где приобретать запчасть. Если у крупных поставщиков, которые напрямую возят запчасти, например, из Европы, то шансы купить подделку невелики, — считает Дмитрий Мороз, специалист по продажам.
— Если заказывать через неизвестные онлайн-магазины, покупать на барахолках с рук — шансы купить подделку возрастают в разы. Да, физлица могут продавать то, что им не нужно, но это будет один, может два экземпляра. А для кого-то это целый бизнес: сейчас из России можно привезти что угодно. И тогда у продавца будет не единичный экземпляр запчасти в продаже, а штук сто.
Отдельная тема — российские маркетплейсы. Чуть ли не половина товаров в этом сегменте может оказаться подделкой.
— Какие запчасти/расходники подделывают чаще всего?
— Точной статистики, очевидно, нет. На мой взгляд, это масла, фильтры. И все, что быстро и легко продается. Особенно это касается запчастей для новых машин, для которых на нашем (и не только) рынке нет качественных аналогов оригинальных комплектующих. Тогда везут просто подделку оригинала.
— Лампочки Philips любят подделывать, а еще продукцию Bosch. Больше всего случаев с элементами топливной системы: форсунки, насосы, распылители, — добавляет Александр Богатко, ведущий инженер отдела техконтроля. — Очень часто изготовители контрафакта прокалываются на цвете упаковки, шрифтах. Выдать «фейк» может и размер товара. Но это не всегда так. Оригинальный производитель может просто поменять поставщика упаковки, и тогда эти признаки не будут «симптомом». Единственное, что помогает выявлять контрафакт, — опыт и взаимодействие с производителями.
Как часто мы сталкиваемся с подделками? Раз в месяц нашим специалистам что-нибудь да попадает в руки.
— Ощутили ли вы бум контрафакта после 2022 года, когда мировые бренды ушли с белорусского рынка?
— Лично я не заметил. А вот у восточных соседей ситуация другая, считает Дмитрий.
— Мы не первый раз упоминаем в разговоре Россию. Оттуда лучше вообще ничего не заказывать?
— Смотря у кого. Лучше, опять же, заказывать через крупных проверенных поставщиков, у которых есть хоть какой-то контроль. Тогда за вас отсеют сомнительных продавцов.
— Китай — родина контрафакта?
— Необязательно. Подделка может приехать из Индии, Турции и не только.
— Что честный продавец обычно делает с контрафактом?
— В нашем случае весь контрафакт идет на утилизацию, — рассказывает Александр Дубинин, руководитель отдела продуктовых направлений компании «Армтек». — Белорусскому поставщику мы еще можем вернуть товар, который посчитали поддельным. Российскому — нет. Во-первых, слишком высоки будут транспортные расходы, а во-вторых, мы не можем быть уверенными в том, что запчасть не вернется на полки какого-нибудь другого магазина.
— Как часто покупатели, приобретая деталь, пытаются определить ее оригинальность? Распаковывают запчасть, гуглят лайфхаки и сравнивают товар с картинками из интернета?
— Такое происходит нередко. Многие и вовсе берут с собой старые запчасти, снятые с машины. Наши менеджеры не против таких проверок: выдадут и штангенциркуль, и другие инструменты по возможности.
Может ли простой автолюбитель вычислить «фейк»? Разбираем реальные примеры
А теперь — к практике. Эксперты на встречу с журналистами принесли две пары запчастей в коробках с надписью Sachs: оригинал и подделку. Сможете угадать, где фирменная запчасть, а где «фейк»?
На первом фото — комплекты сцеплений для грузовика.
На втором снимке — выжимной подшипник.
Готовы? Начнем со сцепления.
Оригинал — слева. И нет, дело не только в мятой коробке.
Вот по каким признакам, не открывая коробку, Дмитрий смог определить контрафакт:
- на подделке страна-производитель (Germany) указана капсом;
- две крайние линии на штрихкоде должны быть длиннее остальных. У подделки — все вровень;
- шрифт у подделки «стандартный компьютерный», а у оригинала — «как древний калькулятор»;
- между цифрами и словами кое-где «плавает» интервал;
- на подделке крайне странно указан сайт производителя: «ZF Services.www.zf.com» — гласит надпись на коробке. После «ZF» пробел… Так что же вводить в адресную строку? Services.www.zf.com не открывается. ZFServices.www.zf.com — тоже.
А что насчет выжимного подшипника? Оригинал — слева. В этот раз все просто: у оригинала есть брендированная голограмма. У подделки ее нет.
Поскольку в нашем случае перед глазами есть оригинал, играть в детектива гораздо проще. На этикетке фирменного подшипника, например, заметна печать цифры 0 с диагональной чертой внутри (под штрихкодом). У подделки черты нет.
Но вряд ли у обычного покупателя будет возможность, стоя на кассе, сравнить запчасть со стопроцентным оригиналом. Поэтому переходим к самому важному вопросу: может ли простой автолюбитель визуально как-то определить, что перед ним контрафакт? Ответ Александра краткий:
— Нет, никак. Общих правил не существует. Каждый бренд, каждая деталь имеют свои собственные особенности. Если вы будете устанавливать запчасть на машину и она не подойдет — только тогда можно будет сделать предположение, что запчасть не фирменная.
Возвращаемся к сцеплению. В Беларусь поддельную запчасть поставил российский магазин, который, вполне возможно, уже сменил название. Открываем коробку. Упаковочная бумага внутри тоже визуально отличается, как и информационный вкладыш.
Слева — оригинал, справа — подделкаЭксперты отмечают: подделка сама по себе выполнена достаточно качественно. Хотя трудно предугадать, сколько она прослужит после установки (а стоила как оригинал).
— На металлическую деталь оригинала нанесена молотковая эмаль. На подделке вы такое, скорее всего, не увидите. Она просто отпескоструена, — говорит один из специалистов.
Оригинал
Подделка— На заклепках поддельного диска виден след от инструмента, — добавляет Александр. — На немецкой запчасти заклепка плоская, без загнутых кверху краев.
Оригинал
ПодделкаПереходим к подшипнику. Достаем детали из упаковки, смотрим на маркировку. На оригинале выбито время производства (станок это делает автоматически), да и в целом информации больше.
Слева — оригинал, справа — подделка
Слева — оригинал, справа — подделка— На фирменной запчасти есть номер формы, — указывает Дмитрий. — Если в процессе производства обнаружится, что какой-то подшипник с изъяном, то по номеру можно отследить изношенную форму и исключить ее.


***
Важно помнить: иногда разные запчасти, выполненные для автомобилей разных рынков, отличаются визуально. В таком случае не стоит сразу ставить на товар клеймо «фейк».
Поддельная деталь вряд ли сломается сразу после установки или по-другому даст понять, что вы ошиблись. Вероятно, она прослужит столько же, сколько дешевый аналог. Но может статься, что придется вновь покупать запчасть и вновь платить мастеру за работу по замене.
И в этом заключается главная проблема контрафакта: вы платите много (то есть как за оригинал), а получаете качество не на свою цену.
Полезная новость для всех, кто покупает, продает или просто хочет проверить свой автомобиль на предмет скрытых болячек.
Вчера вечером, 16 декабря, читатель АвтоГродно стал свидетелем дрифта в Ольшанке.
Зима уже давно — это не мороз и солнце, а туман и мгла.












