| Автобизнес Иван Кришкевич
| Автобизнес Иван Кришкевич

Из покупателей – в создателей новых технологий. Как китайцы научились делать конкурентные автомобили?

Вы продолжаете смеяться над китайскими автомобилями? Мол, поделки, отдаленно напоминающие нормальные европейские модели? Парадокс, однако, в том, что многие создатели тех самых европейских автомобилей давно работают на китайский автопром.

Сначала, конечно, были копии. Иногда вполне себе легальные, а иногда и самые что ни есть пиратские. Затем пошли заимствованные узлы и агрегаты, к тому моменту уже покупные, рассказывает Автобизнес.

Скажем, компоненты Bosch и Continental, трансмиссии и коробки BorgWarner, ZF, Aisin… Далее, конечно, потребовалась разработка собственных конструкций и оригинального дизайна.

И постепенно от размещения отдельных заказов китайские товарищи перешли к найму на работу высококлассных специалистов.

Так, бывший шеф-дизайнер Alfa Romeo и Audi Вольфганг Эггер теперь работает в BYD. Джайлс Тейлор на протяжении нескольких лет отвечал за дизайн автомобилей Rolls-Royce, а в 2018 году перешел в FAW и теперь определяет внешний вид Hongqi. Даниэль Гальоне раньше «рисовал» Maserati, а теперь работает в JAC. Питер Хорбери имеет за плечами опыт работы в Land Rover и Volvo, а теперь он в Geely.

И ведь речь идет не только о дизайнерах, но и об инженерах, конструкторах, специалистах в области шасси. Скажем, Марк Стентон много лет проработал в Ford и JLR, а теперь руководит инженерным отделом стартапа HiPhi.

Вы спросите: а чего ради этим профессионалам так круто менять карьеру, уходить из всемирно известной компании в только разгоняющийся стартап? Суммы контрактов не раскрываются, но, думается, дело не только в деньгах, но и в амбициях, а также в открывающихся возможностях.

У «грандов» – уже сформировавшаяся философия, отходить от которой не рекомендуется. Старые компании не хотят экспериментов, они не желают отпугивать сформировавшийся круг покупателей. Да и финансовые возможности требуют сдержанности. Вы просто посмотрите на ту динамику, с какой изменяется модельный ряд любой европейской компании. Это касается и дизайна, и конкретных моделей, и основных агрегатов.

Китайцы готовы рисковать

А китайские компании, тем более стартапы, готовы рисковать, предлагать что-то неожиданное – взять тот же HiPhi Z. То есть они готовы не только хорошо заплатить, но еще и предложить интересную работу.

Так что в Китае готовы вкладываться, причем не просто брать на работу специалистов в самых разных областях, а создавать подразделения и студии, но не только в своей стране, а вообще по всему миру. Скажем, Changan имеет центры разработки технологий и дизайна в Италии, Великобритании, США и даже в Японии.

Ну а у Geely в портфеле и вовсе такие именитые производители, как Volvo и Lotus. И они приобретались вовсе не ради дополнительных производственных площадок, а как раз из-за технологий и компетенций штатных специалистов. Условно быстрым путем китайский производитель получил современные двигатели с турбонаддувом и непосредственным впрыском объемом 2,0 и 1,5 л. Вместе со шведскими инженерами была создана современная платформа BMA. А «гуру» из Lotus помогают настраивать модели входящих в состав концерна марок.

Из покупателей – в создателей новых технологий

Но это лишь видимая часть айсберга. Важнее то, что в настоящий момент китайские автопроизводители из покупателей готовых решений и заказчиков оригинальных разработок постепенно превращаются в создателей новых технологий. Причем самое поразительное, что их разработки уже готовы покупать и использовать сами европейские компании!

Самый яркий и недавний пример – с группой Volkswagen, которая из-за задержки разработки платформы SSP и недостаточной конкурентоспособности существующей архитектуры MEB вынуждена была искать партнеров в Китае. Так, сам Volkswagen инвестирует в Xpeng и готов сотрудничать с Leapmotor в части использования их платформ, а Audi в этом же направлении работает с концерном SAIC. Пока что речь идет о моделях для китайского рынка, но кто знает, что будет дальше.

Да и планы самих китайских компаний, похоже, амбициозны. Взять тот же SAIC, который владеет британским MG и теперь занят возвращением этого бренда на европейский рынок. Причем если пока речь идет об импорте автомобилей китайского производства, то в перспективе ближайших нескольких лет – строительство завода в ЕС или Великобритании (место для производственной площадки еще выбирается).

Планирует построить завод в Европе и ВYD, который уж начал экспансию на местные рынки. В начале года сообщалось о том, что для размещения предприятия рассматриваются такие страны, как Франция, Германия и Испания.

Заявка на победу

В чем смысл открывать завод в стране с совсем недешевой рабочей силой? А в том, чтобы иметь собственное производство в ЕС, что позволит противодействовать попыткам протектората местных автомобильных компаний. Причем, если «не прокатит» с китайским брендом, можно зайти через европейского «вассала». Пример с SAIC и MG мы уже привели, а можно снова вспомнить Geely и Volvo. В будущем не исключены и другие покупки именитых марок, но уже с целью входа на рынок. Ведь своих компетенций у ведущих китайских компаний сейчас, похоже, достаточно.

Значит ли это, что китайские автомобили уже лучше европейских, американских, японских? Если судить даже по самым последним моделям, с которыми удалось познакомиться в статике или в ходе тест-драйва, это еще не победа, а скорее заявка на нее.

Ведь уровень определяется не только богатым оснащением или впечатляющими заявленными характеристиками. И даже не составом компонентов: шины Michelin, электрооборудование Continental и коробка Aisin еще не гарантируют отменных ходовых качеств – этот конструктив надо тонко настроить.

Но вся соль в том, что толковые настройщики у китайцев уже есть. И прогресс не останавливается: каждая следующая модель (ну или поколение) лучше, чем предшественник. И это важно учитывать: обыватели судят по тому, что видят сейчас, а на нашем рынке много старых моделей, дебютировавших 4-5 лет назад. Если динамика не изменится, традиционных производителей ожидают трудные времена.

Как правильно произносить названия китайских автомобилей

Правильно произнести название китайского авто – задача со звездочкой. В тонкостях разбирался "За рулем".

Haval. Многие называют его «Хавал». Но правильным будет произношение «Хавейл» или «Хавэйл». Самые креативные и вовсе прозвали марку «Лаваш», прочитав название сзади наперед.

JAC. На основе автомобилей этой китайской марки собирают «Москвичи». Правильное произношение названия бренда – «Джак».

GAC произносится по-русски как «Гак».

Dongfeng часто называют «Донгфенг», «Донфэн». Правильное произношение марки – «Дунфэн».

Voyah. Вариантов произношения на русском языке можно услышать несколько, к примеру «Войях» либо «Войэх». Правильным будет «Войя».

Changan чаще всего в России называют «Чанган», «Чэнган». Но правильным будет «Чанъянь».

Hongqi оказалось совсем трудное для произношения для россиян. Можно услышать, как их называют и «Хонки», и «Хонгкви». Но правильно автомобили этой марки называть «Хунцы».

BYD. Тут вариантов правильного произношения два. Первое «Би-Уай-Ди» (аббревиатура BYD расшифровывается как Build Your Dreams). Второе произношение – «Бияди».

Более простые для произношения марки: FAW – «ФАВ», Geely – «Джили», Tank – «Тэнк», Great Wall – «Грейт Уолл».

Сегодня, 18 ноября, около 13:00 в Гродно на улице Виктора Глухова произошло ДТП с участием ребенка.

Прокуратура Гродненского района в выездном судебном заседании поддержала государственное обвинение по уголовному делу в ...

В "БЕЛТЕХОСМОТРе" напомнили о сроках действия результатов техосмотра.

Правительство Литвы в среду, 19 ноября, определит дальнейший порядок пересечения границы с Беларусью.

15 ноября c конвейера европейского завода Ford сошел последний Focus. За два месяца до этого был прекращен выпуск его за...
Подготовлен законопроект, который позволит разрешать управлять тракторами тем, кто лишен прав, но при определенных услов...
Известный гродненский бизнесмен Станислав Семашко рассказал о планах реконструкции здания бывшего Дома быта в историческ...
Компания "БЕЛДЖИ" объявила отзывную кампанию "Замена компонентов системы вентиляции топливного бака BELGEE S50 (Geely Em...
Следите за нами в соцсетях