| av.by Надежда Болотова
| av.by Надежда Болотова

"Машинокомплект BMW Е39 стоит чуть меньше $2 000". Приценились к автошроту на гродненской разборке

Есть ли смысл покупать на авторазборках тормозные диски и колодки? Можно ли вернуть бэушный диск сцепления или КПП по гарантии? И в какую сумму оцениваются двигатели для самых «народных» в стране автомобилей?

За ответами на эти и другие вопросы журналисты av.by отправились на гродненскую авторазборку. Она размещена в пяти километрах от областного центра, в агрогородке Путришки.

— Раньше находились в Гродно, но автозапчастей появлялось всё больше, поэтому пришлось переезжать, — такими словами встречает журналистов сотрудник.

Дмитрий работает здесь менеджером. Он проводит группу по складу ангара, где на стеллажах разложены распиленные представители европейского автопрома.

— В каком виде поступают сюда запчасти?

— Мы не привозим целиком машины. На территории Европы скупают автомобили в разном состоянии. Автовозом доставляют в Польшу, а там ТС ждут своей очереди на разборке. После чего разбираются и едут уже сюда в Беларусь в виде машинокомплекта.

— Как часто приезжают фуры и сколько в прицеп помещается машинокомплектов?

— В среднем привоз один раз в месяц. В одну фуру помещается девять машинокомплектов.

— А сколько людей в день посещает вас?

— По-разному. За день может быть пять-шесть человек… А случается, идут прямым потоком!

— Этот рынок железа как-то сегментирован? Например, одни занимаются исключительно «немцами», другие — только «японцами»?

— Лично мы не берём «японцев» и «корейцев». А вот европейские марки везем почти все: Peugeot, Citroen, Ford, Opel, Audi,  Volkswagen, Skoda, Seat, BMW, Mercedes. Вообще, многое зависит от самого автомобиля, но если донор хороший, то почему его не взять на разбор? Раньше мы были узконаправлены: занимались только группой VAG (Audi, Volkswagen, Skoda, Seat). Мы заняли эту нишу, потихоньку разбирались, все тонкости изучали. Но люди звонили нам и спрашивали про тот же мотор на Opel.

— А в это время самые распространённые у нас машины — VW Passat B4 или Audi 80, начиная с 1992 года выпуска, — уже стали пропадать в Европе. Да и, если эта машина в достойном состоянии, купить её там, привезти и растаможить обойдётся в итоге во столько, сколько у нас она на «вторичке» стоит. Какой в этом смысл тогда? Поэтому, чтобы продолжать развиваться как-то дальше, нужно либо менять специфику, либо расширяться, — объясняет Дмитрий.

— Старые автомобили в Беларуси и в Европе — это, наверное, абсолютно разные понятия?

— Спорный вопрос. Порой в Европе машину доводят «до ручки» гораздо раньше, чем у нас. Там это просто средство передвижения, которое доступно каждому. У нас же это чуть ли не статус, показатель твоего дохода! И за автомобилями белорусы следят и ухаживают. Хотя в последнее время отношение немного изменилось: люди зачастую экономят и стараются до последнего эксплуатировать авто, оттягивая ремонт или замену деталей…

— Как показывает практика, содержать старый автомобиль иногда дороже, чем новый. Всё из-за стоимости бэушных деталей. Новые ты уже не найдёшь, если твоей машине 30 лет! Получается, выход только один — разборка! А здесь цены растут вместе с возрастом машины. Например, шесть лет назад за крышку багажника на VW Passat B4 просили 60 долларов. Их было навалом! Сейчас — редкая вещица, стоит она больше 200 долларов. Всё потому, что в Польше или Германии не найдёшь уже такой старый «Пассат». А если и найдёшь, то цена на него будет просто неподъёмной.

— Как вообще формируется цена на запчасти?

— Она зависит от стоимости автомобиля на разборке, его состояния и ликвидности. Плюс таможня, налоги, автовоз… Например, последний машинокомплект Audi A6 C5 с 2,5-литровым дизельным мотором был продан за 1 600 долларов, а BMW Е39 стоил чуть меньше 2 000 долларов. Из машинокомплекта не приезжают только сам кузов и колёса. Пластик везём по требованию клиента: кому-то он просто не нужен, так как нередко состояние его плохое.

— А что в машинокомплекте самое дорогое?

— Двигатель и коробка! Дешевле всего — фурнитура: дверные ручки, тот же пластик салона.

— Что быстрее раскупается?

— Тут не угадаешь. Бывает, не успеваем разгрузить фуру с запчастями, а клиент уже тут и ждёт мотор! А бывает, стоит всякая ненужная запчасть месяцами. Мало востребованы салонный пластик, дверные резинки…

— Что не входит в машинокомплект?

— Кузов и салоны. По таможенному законодательству салон (передние кресла и задний диван) приравнивается к мебели, на него большой таможенный сбор. Везти невыгодно, хотя спрос есть.

— От чего зависит в целом рентабельность машинокомплекта?

— От популярности конкретной модели автомобиля в Беларуси. Мы стараемся покупать машины под клиента, чтобы меньше железа залёживалось. Недавно предлагали нам приобрести Mercedes SL 500 2002 года. Интересная и редкая машина. Запчасти в розницу на неё стоят дорого. Например, одно крыло — около 250 долларов, капот — от 300. Не потому, что он там какой-то сверхтехнологичный. Просто потому, что SL 500 — редкая тачка! Но и машина сама в закупке стоит дорого, и просто заморозить большую сумму денег, наверное, нет смысла. Нам этот «Мерин» предлагали за 4 000 долларов. Плюс автовоз, разборка, растаможка… Запчасти сами, конечно, тоже дорого стоят, но не факт, что они продадутся быстро. Да, они в любом случае продадутся, вопрос только — когда. 

— А что делаете, когда запчасти залёживаются?

— Демпинговать остаётся! Если ты видишь, что привёз много автозапчастей и не угадал со спросом. Они у тебя лежат и занимают место. К тому же надо платить за размещение объявлений на сайте. Иногда нет смысла просто держать эти запчасти! Приходится снижать цену.

— С какими пробегами чаще всего приезжают машины?

— Меньше 300 тысяч километров я не видел у возрастных авто! Бывает, смотришь объявления других компаний — за сколько кто продаёт двигатели, например. И некоторые заявляют пробег в 150 тысяч на 20-летних дизелях! Ребята, ну как в такое можно поверить? Ерунда! Пробег тоже влияет на стоимость. Бывает, попадаются моторы плохие. Тогда мы их пускаем в разборку, навесное идёт на запчасти. Кому-то поддон нужен, кому-то — клапанная крышка, патрубки, форсунки, свечи…

— А сколько может стоить самый дорогой мотор?

— Например, двигатель на Audi RS3 2019 года стоит 10 000 евро. Здесь всего 7 000 км пробега… Под заказ есть два мотора Maserati Levante 2022 г. в. по 8 500 долларов каждый. Они стоят на складе в Европе. Хотя эти позиции больше рассчитаны на российский рынок, конечно.

— А катализаторы?

— Мы не привозим их сюда, так как люди не покупают. Они же очень дорого стоят! Куда проще перепрошить электронный блок на СТО. И вообще, их лучше в Европе сдавать: они там намного дороже. Нормально удалённый катализатор с банкой, где есть номер, не сдают на переработку, а восстанавливают! И это уже другие деньги. Например, Alfa Romeo 156 2000 года в Польше стоит 1 500 злотых, а её хороший катализатор — от 2 500 злотых!

— Спрос на тормозные диски и колодки есть?

— И на эти позиции, как ни странно, есть спрос. Хотя многие предпочитают китайские, но новые купить. Появился у нас как-то комплект тормозных дисков с колодками на Ford Mondeo 3 2004 года выпуска. Было видно, что они почти новые! Наверное, человек, прежде чем отдать в утиль машину, обслужил её. Стоил такой набор 200 рублей.

— Покупатели из России появляются?

— Да, бывают. Но среди них больше, наверное, перекупщиков, у которых есть свои разборки по стране. Они изучают нашу базу, говорят, что им нужно. Затем берут у нас и перепродают у себя. Помню, как-то мы продали двигатель примерно за 30 тысяч российских рублей. Перекуп там что-то напутал, не сказал про одну особенность. И когда компонент дошёл до клиента, тот начал звонить и разбираться. Российский продавец, естественно, не выходил на связь. Ну и покупатель связался с нами. Начали общаться, и выяснилось, что мотор ему обошёлся в 70 тысяч рублей!

— Есть ли гарантия на бэушные запчасти?

— Да, 14 дней. И если деталь действительно неисправна, мы возвращаем деньги. Но бывают и наглые покупатели. Приходят и говорят: «Заберите запчасть, она мне больше не нужна!» Или, например, выясняется, что поломка была не в ней — механик ошибся. Но это же неправильно! Почему я, как продавец, должен нести ответственность за ошибки стороннего мастера? Я продал тебе то, что ты просил! У нас вообще по законодательству бэушный товар надлежащего качества возврату и обмену не подлежит.

— А случаи подмены были?

— Были, и не раз. Чаще всего это вскрывается уже потом. Я продал клапан EGR, покупатель пришёл на следующий день к моему напарнику и говорит: «Не работает, забирайте!» А у этого EGR имелась отличительная особенность — гравировка маркером, о ней и было указано в нашей базе. Напарник берёт в руки, смотрит — а на запчасти, которую принёс мужчина, маркировки нет! Ну он и говорит мужику, мол, некрасиво так обманывать! Тот в двери и наутёк!

— А какие запчасти чаще всего возвращают?

— Какие-нибудь электрические позиции. Например, моторчик от дворников, замки дверные. Встречается проблема: пока машина стояла на разборке, они закисли… Хотя проверяли до этого — и всё было хорошо!

— Почему стоимость бэушных запчастей иногда выше, чем новых?

— Потому что оригинальные бэушные запчасти бывают добротнее новых китайских! Но покупатели тоже по-разному размышляют: кто-то говорит, лучше купить новую китайскую, чем оригинальную европейскую. Другие, наоборот, полагают, будто европейская «бэушка» куда надёжнее. Я считаю, что какие-то вещи следует брать оригинальными — катушку зажигания, например. А есть запчасти, которые лучше покупать новыми… Те же диски тормозные, детали в подвеску.

— Какие коробки больше пользуются спросом: автоматические или механические?

— У нас — МКПП. Пользуются спросом всегда они! «Автоматы» тоже не залёживаются. Стоимость «механики» — от 70 долларов. Фордовские коробки (Mondeo, Focus) вообще уходят по 40 долларов. Они нормальные и исправные. Просто, видимо, настолько надёжные, что никому не нужны. У нас штук 30, наверное, скопилось уже. Их проще сдать на металлолом, мне кажется. Ну вообще никак не продаются! А вот французские КПП, наоборот, пользуются спросом, и стоят они недёшево — около 200 долларов.

— А «автоматы» почём?

— АКПП — от 300 долларов. Не пользуются спросом — от Mercedes W203, W211. Потому что, наверное, очень надёжные.

— Приходилось ли вам утилизировать или сдавать на металлолом некоторые позиции, потому что люди их не покупали?

— Не бывает непродаваемых деталей, бывает неправильная цена. Так что продаётся всё!

Нужно ли менять водительское удостоверение иностранцам, находящимся в Беларуси?

Нестандартное применение гаражного инструмента стало основанием для уголовного дела.

Чтобы обеспечить стабильность работы приложения и возможность заряжать электромобили, было принято решение временно откл...
Иван приобрел Opel Zafira два года назад. Почему выбор молодого парня пал на автомобиль, который принято считать пенсион...
Дубайский авиаперевозчик объяснил свое решение об отмене полетов "операционными причинами" и перенаправил все рейсы в Мо...

Предотвратить нарушения и обеспечить безопасность. ГАИ области усилит контроль на дорогах в рождественские выходные.

23 декабря в Гродно открылся крупнейший кузовной центр области. АвтоГродно пригласили на официальное мероприятие. Расска...
Новогодняя суета окутала город: мы спешим и злимся, когда что-то идет не так. Но дорога праздников не отмечает. UPD: реа...
Следите за нами в соцсетях