| Автобизнес Евгений Грачев
| Автобизнес Евгений Грачев

Мужчина не прошел вовремя ТО на новом автомобиле и дилер "скинул" гарантию. А так можно?

"Официалы" нередко обязывают автовладельцев проходить плановые ТО именно в своих организациях, а в противном случае грозят не отвечать по гарантийным обязательствам. Законно ли это?

Тут есть гарантия, а здесь нет?

А вы знали, что использование при плановом ТО только запасных частей и компонентов, предоставленных самим дилером, неправомерно? Автобизнес разбирал одну из щекотливых ситуаций и привел выписку из судебного решения:

Из судебного решения:

«С учетом всего вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о ничтожности условий договоров об обязательном использовании потребителем запасных частей, приобретенных только у официального дилера, при проведении планового технического обслуживания и ремонта в гарантийном сроке эксплуатации автомобиля, содержащихся в сервисной книге, поскольку они противоречат закону».

Теперь возник следующий вопрос.

При заключении договоров дилеры прописывают пункт о том, что автовладелец в течение гарантийного срока на автомобиль обязан проходить плановое техническое обслуживание только в организациях дилера. Отступление от такого условия грозит прекращением гарантийного обслуживания транспортного средства.

Именно так было в истории Михаила. Он купил машину два года назад у официального дилера, естественно, с обязательством обслуживать автомобиль там же, что подчеркивалось в договоре и сервисной книжке.

skinul diler 01 min

«Гарантийный срок на подвеску составлял 50 тысяч километров. Первое ТО прошел без вопросов, а вот про второе, честно говоря, забыл. Работы было много, так получилось, – объясняет Михаил. – На 43 тысячах в подвеске застучало, и я обратился к дилеру для устранения поломки по гарантии. Диагностика показала, что необходимо заменить правый рычаг передней подвески.

Мастер-приемщик при этом мне сказал, что это не является гарантийным случаем, поскольку в сервисной книжке отсутствует отметка о прохождении ТО №2. В ответ я сказал, что машина 50 тысяч еще не прошла, поэтому устранение недостатков нужно сделать по гарантии. На это мне показали запись в гарантийном договоре о том, что непрохождение планового ТО – это основание в отказе по гарантийным обязательствам».

Виноват сам?

Михаил посчитал, что виноват сам, и заплатил почти 300 рублей за ремонт. Однако через месяц в подвеске снова раздался стук, только уже с левой стороны. Пробег – 45 тысяч и, по мнению Михаила, это гарантийный случай.

«Снова обратился к официальному дилеру, только уже к другой организации, и мне устранили поломку в рамках гарантийного ремонта. Без проблем и без отметки о прохождении ТО №2. И тогда передо мной стал вопрос: правомерно ли с меня в первой организации официального дилера взяли плату за ремонт?»

Мужчина написал претензию дилеру. Ответ не заставил себя долго ждать. В официальном письме дилер сослался на положение о гарантийном ремонте, согласно которому непрохождение одного из плановых ТО означает, что гарантийное обслуживание автомобиля прекращается.

«Мол, я же сам под этим подписался. Считаю, что такой пункт гарантийного договора незаконен, многие автовладельцы попадают в заранее подготовленную для них «ловушку». При этом сам официальный ответ был в духе «пошел вон».

Вопрос стал принципиальным

Вопрос стал принципиальным, дело даже не в деньгах. Обратился в суд с иском о возврате мне уплаченных при обслуживании машины денег, поскольку факт несвоевременного прохождения ТО не должен означать отказ от гарантийного обслуживания автомобиля. А еще проценты за пользование чужими деньгами посчитал и моральный вред в размере 200 рублей попросил мне компенсировать.

В суде интересы дилера представлял адвокат. Он сказал, что я не заявлял требований о гарантийном ремонте и доказательств того, что замененная деталь имела производственный дефект, я не предоставил».

Из материалов дела:

Истец указал, что проведение работ по замене правого рычага передней подвески на возмездной основе является неправомерным и должно быть осуществлено по гарантии на безвозмездной основе.

Представитель ответчика эти требования не признали, указав, что истцом были нарушены обязательства по договору в части своевременного прохождения планового технического обслуживания, в связи с чем гарантийные обязательства на товар не распространяются, что отражено как в договоре купли-продажи, так и положении о гарантийном обслуживании. Поэтому при обращении покупателя по вопросу постороннего шума в подвеске автомобиля и диагностики неисправности работы были произведены на платной основе согласно заявке на оказание такой услуги. Истец по данному поводу не возражал.

Кто заплатит?

Условия о регулярном прохождении планового ТО только у официального дилера можно найти практически в любом договоре купли-продажи автомобиля у практически любого официального дилера автомобильных марок. Иначе – «слет» с гарантии.

Суд решил, что требования Михаила являются обоснованными: «Условие, ограничивающее право истца на ремонт товара в период гарантийного срока обслуживания, ничтожно и противоречит требованиям статьи 19 Закона о защите прав потребителей». А то, что Михаил не возражал против платного ремонта, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Недействительность условий договора, ограничивающих права потребителя:

Условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными настоящим Законом и иным законодательством о защите прав потребителей, считаются ничтожными.

В итоге суд взыскал с дилера понесенные Михаилом расходы по ремонту автомобиля, а также компенсацию морального вреда, проценты за пользование чужими деньгами и судебные расходы. Всего в пользу истца было взыскано 450 рублей.

Вердикт

Таким образом, суд поставил точку в вопросе о том, что непрохождение планового ТО якобы означает отказ от гарантийного обслуживания. Нет, не означает! Указания в договоре незаконны, поскольку они ограничивают права потребителя по сравнению с правами, данными ему Законом о защите прав потребителей. К слову, решение суда в случае Михаила дилер обжаловать не стал.

Нужно ли менять водительское удостоверение иностранцам, находящимся в Беларуси?

Нестандартное применение гаражного инструмента стало основанием для уголовного дела.

Чтобы обеспечить стабильность работы приложения и возможность заряжать электромобили, было принято решение временно откл...
Иван приобрел Opel Zafira два года назад. Почему выбор молодого парня пал на автомобиль, который принято считать пенсион...
Дубайский авиаперевозчик объяснил свое решение об отмене полетов "операционными причинами" и перенаправил все рейсы в Мо...

Предотвратить нарушения и обеспечить безопасность. ГАИ области усилит контроль на дорогах в рождественские выходные.

23 декабря в Гродно открылся крупнейший кузовной центр области. АвтоГродно пригласили на официальное мероприятие. Расска...
Новогодняя суета окутала город: мы спешим и злимся, когда что-то идет не так. Но дорога праздников не отмечает. UPD: реа...
Следите за нами в соцсетях