Редакция av.by часто рассказывает про коллекционеров и энтузиастов, которые владеют редкими или идеально сохранившимися экземплярами машин прошлого.
Сегодня в центре рубрики — Volvo 240, коих в Беларуси практически не осталось в первозданном состоянии.
В материале журналиста av.by Яна Богдановича узнаем предысторию конкретного автомобиля, впечатления от владения, а также вместе с экспертом изучим кузов "шведского кирпича" на подъёмнике.
Неспроста ведь хозяин хочет выручить за Volvo 1992 года выпуска $20 000 в эквиваленте!
"Нефтяная компания выполнила крупный заказ, за который рассчитались партией Volvo"
Минчанин Алексей владеет Volvo 240 около четырёх лет, однако беседу с мужчиной журналисты начали издалека: с истоков увлечения редкими моделями.
— Все мои "Вольво" были достаточно интересными, а любовь к этой марке у меня возникла не на пустом месте. В 2017 году по дороге из Вильнюса в Палангу я словил аквапланирование, будучи за рулём своего Audi TT первого поколения.
— Вылетел в кювет, пробив отбойник, и приземлился на крышу. Чудом уцелел, получив лишь небольшой порез ахиллова сухожилия. Нужно отметить, что Audi TT изначально имел дурную славу из-за слабой курсовой устойчивости: после череды летальных ДТП производитель проводил отзывную кампанию, добавляя антикрыло. Сама машина интересная, но не слишком безопасная. Хотя удар выдержала блестяще и сохранила жизнь. Audi была доставлена на эвакуаторе в Минск и продана под дальнейшее восстановление, а передо мной стала задача покупки авто на замену.
— И тут я вспомнил про достаточно редкий хетчбэк Volvo C30, который всегда вызывал у меня какой-то особенный трепет при каждой встрече в городе. В Минске таких продавалось всего 3-4 экземпляра, а свой я нашёл в Москве. Это была восьмилетняя машину с пробегом 19 тысяч километров. Девочка-владелица использовала её в основном для поездок в гольф-клуб, так что это в некотором роде был гольф-кар. Отсюда и малый пробег, а также отсутствие зимней эксплуатации. Собственно, пускай автомобиль продавался по верху рынка, зато в идеальном состоянии, что для меня гораздо важнее. Проще поддерживать авто в хорошем, чем приводить в таковое.
— На C30 я проехал около 60 тыс. км, после чего понял: мне нужен ещё один автомобиль, но более весёлый, с огоньком. В итоге взял себе ещё один С30 с турбированным 2,5-литровым двигателем и "механикой" — хетчбэк в стоке выдавал 230 сил! Машина прекрасная, но 15 лет жизни в Питере оставили следы на днище и в скрытых полостях. Ничего критичного, но не идеально, как мне нравится.
— Это подтолкнуло к поиску Volvo XC70 P2 или P3 платформы на замену "хот-хэтчу". К тому моменту я уже полюбил "Вольво" за их нордический минимализм и добротность. Плюс то самое пресловутое чувство безопасности и комфорта, которые ощущаются в каждой поездке.
— Признаюсь: на замену красной заряженной C30 около года ничего не находил. Но, едва в продаже появилась"Volvo V70 XC 2002 года с небольшим пробегом и на "механике", я сразу принялся звонить владельцу. А он мне отвечает, мол, машину уже едут осматривать другие покупатели. В итоге я ему предложил на 500 долларов больше, чем было в объявлении. Человек пошёл навстречу и согласился заочно ударить по рукам. А через пару дней мы осуществили задуманное, и я стал счастливым обладателем лучшей на свете машины.


— Для меня это буквально дом на колёсах — идеальный автомобиль, закрывающий все потребности: динамика, эстетика, функциональность и практичность. Большой универсал, да ещё с "механикой!", полным приводом и мотором на 200 сил (2.4 Т).
Volvo 240 владельца оборудован 2,3-литровой бензиновой рядной "четвёркой" и МКПП
— И когда у вас появился "шведский кирпич"?
— Volvo 240 я купил в 2021 году. С приобретением связана сентиментальная история: моя кошка Марта, которую я очень любил, ушла из жизни после 20 лет в семье. Долгое время испытывал грусть, тосковал по ней. И вот случайно (или нет) наткнулся на ламповый ролик, посвящённый этой серии "Вольво": понял, что хочу отыскать такой автомобиль и назвать его именем кошки Марты, в память о ней.
— Наткнулся на объявление о продаже седана 1992 года в Нижневартовске. Поехал и купил, пускай довольно дорого! Но сейчас такой экземпляр в подобном состоянии даже в России отыскать едва ли возможно. Не говоря про Беларусь.
— Предыстория машины любопытная: очень возрастной дедушка отдал Volvo внуку, а тому такой транспорт не подошёл. Хотя у обоих много семейных воспоминаний было связано с данным автомобилем.
— Я не знаю всех деталей, но прошлый владелец (и единственный до меня) рассказал мне часть деталей появления этой машины в Нижневартовске. В девяностые годы российская нефтяная компания выполнила крупный заказ для Швеции, за который рассчитались партией машин белого, синего и красного цветов. Всего — 3 000 единиц. Автомобили были в одинаковых комплектациях со штатным подогревом сидений и подкапотки (с розеткой для обогревателя на капоте).
— Собственно, этот Volvo 240 достался работнику нефтяной компании, некогда занимавшему руководящую должность, в качестве зарплаты. Байка или нет — сейчас уже никто не скажет со стопроцентной уверенностью. Однако такую предысторию мне поведал первый хозяин — дед Саша, и у меня не возникло ни малейшего повода усомниться в его словах. Ну и в интернете их зовут машинами из "партии для нефтяников".
— Седан за все годы эксплуатации только единожды использовался зимой; всё остальное время — исключительно летняя экспуатация и трассовые пробеги. Во многом это и является причиной, по которой "Вольво" сохранился полностью в заводском окрасе и комплектном виде.
— Сейчас на одометре 114 тысяч километров. Четыре тысячи — это путь из Нижневартовска; ещё 3 500 км я наездил за время владения. Катаюсь на ней редко, сажусь за руль только с особым настроением. Плюс есть основная машина — XC70 — ну и любимый мотоцикл!
— Отчасти автомобиль по внешней форме оправдывает своё прозвище. Будем честны, по управляемости — тоже. Держит дорогу хорошо и уверенно, но на прямой, — улыбается Алексей. — А по своей сути — машина крепкая и надёжная. После покупки не потребовалось никаких "капиталок": заменили техжидкости с фильтрами, подушки двигателя, свечи и ГРМ. Купил комплект задних пружин и амортизаторов ($600), которые даже не понадобились. Временами кажется, будто она безгранично безотказная, и на ней можно отправиться в кругосветное путешествие. Тем не менее, как и во многих винтажных моделях, в Volvo 240 чувствуется душа и атмосфера той эпохи.
— Хотя машина не предполагает активной езды, на ней мне удаётся свободно маневрировать в междурядье. С другой стороны, это не обязательно. Чаще седан даёт возможность не спешить. Люблю летом включить динамичную и лёгкую музыку из восьмидесятых, опустить стёкла и просто наслаждаться поездкой с ветерком по ночному городу. "Вольво" учит не спешить, получая удовольствие от момента.
В Volvo 240 производитель предусмотрел для пассажирки спереди едва ли не будуар в бардачке!
— Что я дорабатывал собственноручно: на заднюю полку установил задние "кирпичики" ($210), а также "пищалки" ($220) на переднюю панель. Разумеется, и то, и то — оригинал. Внешне решил не портить интерьер новоделом, но внутрь корпусов поместил новые хорошие и современные динамики Hertz, сзади — Audio System MXC130 Evo, в дверях — Infinity Alpha 4020. Сабвуфер в багажник отказался ставить, чтобы не нарушать аутентичность вида, — он воспринимался бы инородно. Магнитолу выбирал в духе времени и из расчёта сочетаемости с интерьером — остановился на Blaupunkt Stockholm DAB400.


— Купил комплект дисков Virgo в Москве — одни из самых популярных для "двухсотой" серии. Их выровняли и окрасили. Болты, колпачки и ниппели оригинальные — с немецкой специализированной площадки Skandix.
— Сложнее всего было отыскать заводской виниловый центральный подлокотник в цвет салона: его нашёл на американском eBay за $270. Оттуда же и оба комплекта колонок. Синие коврики ($210) от Swedish Car Parts полностью идентичны оригинальным, и легли на пол как литые — тоже из США.


— Больше в эту машину ничего добавлять не требовалось — она изначально была комплектной и хорошо оснащённой.
— Машину регулярно обрабатываю антикоррозийными составами, а храню в сухом проветриваемом гараже. Иначе кузов быстро начнёт съедать ржавчина.
— Алексей, почему столь любимый Volvo 240 выставили на продажу?
— По сути, у меня есть ещё один архаичный автомобиль от шведских мастеров — Volvo V70 X. По духу они с "двести сороковым" очень похожи. Если 240 — "кирпич", то V70 XC — скорее наковальня.
— Если продам свой "кирпичик", рассмотрю на замену что-то более "острое". Но непременно из той эпохи, когда машины создавались инженерами, а трава была зеленее. Например, Porsche 996, Corvette C4 или, в крайнем случае, Mitsubishi 3000 GT VR-4. Их бы я определённо рассмотрел в качестве замены.
Если же седан останется в семье, я всё равно буду рад: в глубокой старости родителям же нужно будет на чём-то ездить в театр и на выставки. Так или иначе, модель культовая, интересная и очень надёжная. Неспроста на конвейере провела без малого 20 лет.
"Неразрезные мосты — почти вечные, под бамперами — противоударные демпферы"
Изучить состояние и интересные технические решения 33-летнего Volvo 240 журналисты отправились к специалистам центра антикоррозийной защиты KROWN. Осмотр будет проводить Алексей Мухлаев, директор сервиса, а также коллекционер и большой любитель ретроавто.
— Первый и самый главный неоспоримый плюс этой машины — она не восстановленная, а в оригинальном виде. Также уточним, что кузов явно когда-то обрабатывался барьерным составом, а последние несколько лет владелец посещает наш сервис, где автомобиль покрывают антикором на масляной основе.
— Приятно видеть знаменитые вольвовские решения по части безопасности, которые сразу бросаются в глаза. К примеру, за бампером мы встречаем демпферы, призванные гасить удар. Проще говоря, амортизаторы. В таких машинах места их крепления сгнивают в первую очередь, здесь — всё целое и обработанное. Как уже уточнил владелец, зимой на машине не ездили.
— Нижний рычаг передней подвески имеет интересное крепление к лонжерону — фиксируется через пластину-проставку. Обычно к лонжерону приваривают "ухо", в каком-то смысле кронштейн, сильно подверженный коррозии, ведь элемент проходит заводскую контактную сварку. В Volvo 240 всё на болтах. Предполагаю, инженеры бренда долго размышляли над подобной конструкцией.
— Почему это отличное решение? Допустим, проставка со временем окислится и ослабится — заменил и поехал. В конкретном экземпляре она в идеальном состоянии.
— Обратите внимание на то, как спрятаны топливные магистрали. Они прикреплены не к горизонтальной плоскости днища, а на отвесной стороне лонжерона. За счёт такого расположения повредить их практически невозможно. Просто и изящно!


— Силовая часть кузова изобилует рёбрами жёсткости и изгибами даже там, где в большинстве моделей мировых брендов мы бы встретили просто листовой металл. Даже лонжероны не только продольные, но и поперечные. Массивная конструкция, делающая кузов жёстким. Так сделано неспроста: причина — пассивная безопасность. "Конёк" Volvo, проще говоря.


— Сзади мы встречаем характерные для Volvo штампованные продольные рычаги подвески. Шведы всегда любили использовать такую схему в своих моделях. Задний неразрезной мост в первозданном виде. К слову, их нередко применяют в тюнинге ретроавтомобилей за счёт феноменальной долговечности. Как правило, мосты подобного типа даже не гудят, если их своевременно обслуживать. Почти вечные!
— Топливный бак выполнен из металла, и к его состоянию тоже крайне трудно придраться.
— За задним бампером тоже обнаруживаем нетронутые временем демпферы. Буксировочные проушины для крепления троса силовые, то есть риск, что его вырвет при использовании, минимизирован.




— Видим знаменитые вольвовские тормоза: на обеих осях дисковые с четырёхпоршневыми суппортами. Так делали немногие бренды, особенно на неспортивных версиях.
— Ещё одна любопытная деталь — розетка на переднем бампере. Она нужна для электрического обогревателя, который включают на ночь. Такая вот изюминка для машин, предназначенных для северных стран.
"Творение инженеров, а не маркетологов!"
— Почувствуйте разницу с современным автопромом: антигравийное покрытие в автомобиле даст фору почти всем нынешним моделям. Поверх него нанесён укрепляющий полимер. Вот вроде маркетологи "Вольво", возможно, и хотели бы, чтобы машины гнили, а потребитель чаще обновлял свой автомобиль. Но знамя бренда — это безопасность водителя и пассажира.
Коррозия ослабляет металл, а значит, силовая конструкция уже не отрабатывает при ДТП как положено.
Поддомкратники размещены на массивных платформах с дополнительными перемычками. Потрачено очень много металла — сейчас автомобили так не делают. Монолитно и надёжно.


— Дренажные отверстия в дверях огромные по размеру, потому отлично справляются с функцией отведения лишней влаги. Конструкция петель типовая, но сами по себе двери очень тяжёлые. Почему? Потому что внутри элемента установлены лонжероны, продольные рёбра жёсткости, защищающие салон при боковом ударе.


— Посмотрите на систему открытия багажника. Многошарнирное соединение, которое заканчивается пружинным блоком. Куда подевались все эти инженерные решения? Даже без газовых амортизаторов крышка надёжно фиксируется.
— Под задним стеклом находятся жабры, куда попадает вода, отводящаяся через широкие сливные трубки под днище. Проходят они сквозь багажный отсек.
— На лючке бензобака — специальная площадка из формованного металла для крышки.
— Если мыслить рационально, то становится понятно, почему сейчас производители отказываются от многих решений прошлого. Отчасти потому, что на них затрачивается много металла: надёжно, но финансово и трудозатратно.
— В подкапотном пространстве встречаем рядную бензиновую "четвёрку", но установлен двигатель с запасом, куда можно поставить установку значительно большего объёма. Стаканы вынесены далеко от перегородки с салоном, немного наклонены. Таким образом, получилось, что двигатель находится в пределах базы.
На каждый из стаканов крепления амортизатора — отдельная распорка. Она тоже повышает жёсткость кузова, что напрямую влияет на управляемость, а за счёт программируемых зон смятия металла при ДТП увеличивается безопасность. К слову, у "Вольво" с давних пор система, при которой в случае удара двигатель уходит под салон, смещается вниз.


— Лобовое стекло тоже установлено по старой технологии: оно лежит на резиновом уплотнителе, а не приклеено к кузову. С водительской стороны можем также увидеть "фишку", которую бренд применял многие годы, — специальный зажим для парковочных талонов или чеков.
Задние подголовники в те времена использовал не каждый автопроизводитель, а, напомню, 200-я серия производилась с 1974 года. Сейчас, кстати, Volvo делает их нерегулируемыми специально, чтобы они служили дополнительной защитой в случае опрокидывания машины, препятствовали смятию крыши. Задние подголовники являются одним из элементов каркаса безопасности.
— Про машину хочется сказать одно: это творение инженеров, а не маркетологов. Пускай фраза избитая, но не теряющая актуальности. Данный Volvo 240 в идеальном состоянии: оригинальном, комплектном и целостном. Однозначно утверждаю, что это действительно выживший экземпляр. В своё время такие пригоняли в Беларусь, однако из-за завидной надёжности машины обслуживать их забывали, убивая автомобиль, чему способствовало ещё и отсутствие запчастей, а также должных средств у владельцев. Mercedes-Benz W124 можно встретить в потоке, а вот Volvo 200-й серии — уже нет.
Вчера стало известно, что в ночь с 11 на 12 сентября Польша закроет границу с Беларусью.