| ABW Валерия Попкова
| ABW Валерия Попкова

Узнали, в каком году водители массово поехали на техосмотр? И за что директор "БЕЛТЕХОСМОТРА" похвалил ГАИ Гродно? Интервью

Сколько машин получили разрешение на допуск к участию в дорожном движении в этом году? Как часто автовладельцам удаётся пройти техосмотр с первого раза? А из-за каких неисправностей они его не проходят?

Эти и другие вопросы журналисты ABW задали Юрию Ленчевскому, директору республиканского унитарного сервисного предприятия "БЕЛТЕХОСМОТР".

«Автовладельцы продолжают эксплуатацию транспортных средств, не соответствующих требованиям»

– Какое количество разрешений на допуск к участию в дорожном движении выдано за текущий год? И как оно отличается от количества разрешений, выданных за такой же период прошлого года?

– За семь месяцев этого года выдано 1 085 326 разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, это на 19,9% больше данного показателя за аналогичный период 2024 года. Тогда разрешение получили 905 012 автомобилей.

 

– Как в целом поменялось количество автомобилей, проходящих техосмотр, за последние 10 лет?

– Самый низкий показатель (785 293) проведенных технических осмотров и полученных разрешений зафиксирован в 2020 году. То есть в последний год перед отвязкой контроля уплаты госпошлины за выдачу разрешения на допуск при прохождении гостехосмотра. А наиболее высокий показатель был достигнут в 2021 году – 1 795 473 разрешения.

Затем, согласно нашим данным, количество снижалось. Поэтому можно говорить о том, что отдельные автовладельцы продолжают эксплуатацию транспортных средств, не соответствующих установленным требованиям, в период устранения неисправностей в нарушение действующего законодательства. Также водители могут использовать машины без устранения несоответствий и получения разрешения на допуск.

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

– В чем, на ваш взгляд, причина этих изменений?

– Возможно, в отдельных регионах Беларуси не хватает мероприятий, направленных на профилактику недопущения к участию в дорожном движении транспортных средств, не имеющих на это разрешений. А в качестве положительного примера отмечу профилактическую работу и ее результаты ГАИ Гродненской области, о чем свидетельствуют многочисленные сводки выявленных нарушений Правил дорожного движения, в том числе о привлечении водителей к административной ответственности за отсутствие разрешения на допуск.

«В 2024 году разрешения на допуск получили лишь 34,5% транспортных средств в стране»

– На какие периоды приходятся основные всплески и спады прохождения техосмотра?

– Согласно статистике, некоторое снижение прохождения гостехосмотра и получения разрешений наблюдается в летние месяцы. А самое большое количество желающих пройти диагностику наблюдается в марте – апреле.

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03
tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

– Какое количество транспортных средств сегодня проходят ТО с первого раза?

– В текущем, 2025 году 85,3% транспортных средств прошли гостехосмотр с первого раза.

– А сколько ТС не проходят его вовсе?

– По информации из открытых источников, в Республике Беларусь на сегодня зарегистрировано более 4,3 млн транспортных средств различных категорий (легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы, мотоциклы и т.д.). При этом, согласно данным автоматизированной информационной системы «Белтехосмотр», за 2024 год физическим и юридическим лицам в установленном порядке было выдано 1 510 315 разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. А это лишь 34,5% от общего количества зарегистрированного подвижного состава Беларуси.

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

– Из-за каких неисправностей автовладельцы в Беларуси чаще всего не проходят техосмотр в 2025 году?

– Мы можем говорить о нескольких основных несоответствиях установленным требованиям. Более чем в 40% случаев проблемы связаны с тормозной системой: недостаточная удельная тормозная сила или несоответствующая установленным требованиям относительная разность тормозных сил колес оси.

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

Почти в 25% недопуск связан с внешними световыми приборами: нарушение регулировки света фар и значений силы света фар в контрольной точке, либо неработоспособность отдельных внешних световых приборов.

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03
tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

Помимо этого, выявляются следующие несоответствия:

двигатель – повышенное содержание загрязняющих веществ в отработавших газах двигателей, работающих на бензиновом или газовом топливе; повышенная дымность отработавших газов двигателей, работающих на дизельном топливе; негерметичность системы выпуска отработавших газов;
обзорность (стекла) – наличие трещины ветрового стекла в определенных зонах;
рулевое управление – негерметичность усилителя рулевого привода; несоответствие суммарного люфта рулевого управления действующим нормам;
колеса и шины – недостаточная глубина рисунка протектора;
комплектность – отсутствие отдельных элементов комплектации (огнетушителя, знака аварийной остановки, аптечки первой помощи (автомобильной);
прочие проверки – подтекание масел и эксплуатационных жидкостей.

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03
tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

– 5 августа был подписан указ об изменениях в ПДД. Согласно новым правилам, в Беларуси разрешатся установка жалюзи, шторок и пленочных покрытий на боковых (кроме передних) и задних стеклах легковых автомобилей. Сможет ли машина с разрешенной тонировкой (по ПДД) пройти техосмотр?

– Да, сможет после вступления в силу изменений и с учетом формулировок.

«Электроавтомобиль может не пройти техосмотр из-за проблем с тормозной системой»

– Как изменилось количество электромобилей, проходящих ТО? И есть ли у них какие-то особенности?

– Безусловно, количество электромобилей увеличивается. Так в 2024 году в отношении электромобилей было оформлено 14 416 разрешений, а за 7 месяцев текущего года уже 10 228. Но в целом электротранспорт проходит гостехосмотр на общих основаниях: специалисты проверяют техническое состояние машины, включая тормозную систему, рулевое управление, шины и колеса, элементы ходовой части, световые приборы, а также наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. Единственное, в связи с отсутствием двигателя внутреннего сгорания, для электромобилей не проводится проверка экологических параметров.

– С какими проблемами при прохождении техосмотра чаще всего сталкиваются именно владельцы электромобилей?

– Основной причиной, по которой электромобиль может не пройти гостехосмотр с первого раза, являются проблемы с тормозной системой. Хотя, учитывая, что гостехосмотр электрокара не отличается от гостехосмотра автомобиля с ДВС, причины могут быть любые.

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

– Насколько активно белорусы сегодня пользуются относительно новой возможностью получить электронный «дазвол»?

– С начала года услугой по получению (выдаче) разрешения на допуск транспортного средства (за исключением колесных тракторов, прицепов, полуприцепов к ним) к участию в дорожном движении в электронной форме с помощью единого портала электронных услуг «Е-Паслуга» воспользовался 14 281 автовладелец. А это 1,3% от общего количества. Полагаю, что здесь нужно акцентировать внимание на том, что разрешение на допуск сейчас необязательно возить с собой – из ПДД исключена соответствующая норма. Но вся информация о разрешении хранится в нашей информационной системе и передается в режиме реального времени уполномоченным на контроль госорганам и организациям.

Где пройти техосмотр и сколько это стоит

В Беларуси наличие техосмотра – обязательное требование для участия автомобиля в дорожном движении. Чтобы его пройти, нужно обратиться на любую диагностическую станцию, которая имеет разрешение на проведение гостехосмотра.

При себе необходимо иметь:

водительское удостоверение;
свидетельство о регистрации транспортного средства.

Стоимость техосмотра зависит от типа транспортного средства, вида топлива и конкретной диагностической станции. Но в среднем цена для легкового автомобиля составляет 45 рублей. Помимо этого, нужно будет оплатить выдачу разрешения на допуск транспортного средства (за исключением колесных тракторов, прицепов, полуприцепов к ним) к участию в дорожном движении – это еще 12,60 рубля.

После успешного прохождения техосмотра автовладелец должен обратиться за получением разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, можно в электронном виде.

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

В случае если вы не прошли техосмотр из-за выявленных нарушений, то у вас есть 20 дней, чтобы устранить их и приехать на повторную проверку. В противном случае вам придется проходить всю процедуру заново, включая полную оплату стоимости процедуры. Езда без действующего техосмотра и разрешения на допуск на дорогах общего пользования незаконно влечет за собой штраф в размерах, установленных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (статья 18.11).

tehosmotr lenchevskij intervjyu 03

Сегодня, 18 ноября, около 13:00 в Гродно на улице Виктора Глухова произошло ДТП с участием ребенка.

Прокуратура Гродненского района в выездном судебном заседании поддержала государственное обвинение по уголовному делу в ...

В "БЕЛТЕХОСМОТРе" напомнили о сроках действия результатов техосмотра.

Правительство Литвы в среду, 19 ноября, определит дальнейший порядок пересечения границы с Беларусью.

15 ноября c конвейера европейского завода Ford сошел последний Focus. За два месяца до этого был прекращен выпуск его за...
Подготовлен законопроект, который позволит разрешать управлять тракторами тем, кто лишен прав, но при определенных услов...
Известный гродненский бизнесмен Станислав Семашко рассказал о планах реконструкции здания бывшего Дома быта в историческ...
Компания "БЕЛДЖИ" объявила отзывную кампанию "Замена компонентов системы вентиляции топливного бака BELGEE S50 (Geely Em...
Следите за нами в соцсетях