| abw.by
| abw.by

Из Беларуси в Казахстан на автомобиле? Да, это возможно! Считаем расходы

Сезон дальних путешествий на автомобиле можно считать открытым! Погода этому содействуют, а летние отпуска уже начинаются. Если вы решитесь на трип длиной в 7 000 км – в Казахстан – то минчанин подготовил полноценный гайд!

Свою историю он опубликовал на страницах ресурса abw.by, мы перепечатываем этот материал.

 

Пейзажи с Марса

Скажу вам честно: я сильно истосковался по большим автомобильным путешествиям. Зимой была предпринята недельная поездка в Карелию – замечательный маршрут, но все-таки и километров, и дней отпуска для полноты ощущений не хватило. И вот неожиданно я располагаю тремя неделями отдыха и лихорадочно думаю: куда бы это рвануть? Моя жена (и по совместительству верный штурман) неоднократно намекала на недостаток в организме витамина «М» (моря), поэтому в поездке должен был обязательно присутствовать этот сладостный и чуть солоноватый на вкус релакс. Мне же хотелось чего-то удивительного… А как раз накануне на глаза попался репортаж о сьемках поверхности Марса.

Марс нам пока не по зубам, но я вспомнил, где видел подобные пейзажи – в Казахстане, на полуострове Мангыстау, омываемом очень кстати Каспийским морем. Оставалось найти точку для курортного отдыха. Выбрали приморский Актау – довольно большой комфортабельный город с неплохо развитым туристическим сервисом. Составили маршрут.

Маршрут в Казахстан: Минск – Рязань – Саратов – Уральск (это уже Казахстан) – Атырау – Актау – через 12 дней снова Атырау – Уральск – Пенза – Можайск – Минск (общее расстояние около 7000 км, общее время поездки 21 день).

И начали подготовку. В чем она состояла:

  • Бронирование отелей для размещения (в РФ через «Островок», в Казахстане – через Booking со сладкими скидками для статуса Genius). Все бронирования делал без предоплат и с максимально длинной возможностью отмены – в долгих поездках ситуации бывают разные, несколько раз в путешествиях нам приходилось корректировать планы и маршрут.
  • Подготовка автомобиля: так как предполагаемый общий пробег в поездке приближается к 10 000 км, было проведено предварительное ТО с заменой масла, фильтров, проверкой состояния и уровней технологических жидкостей. Внимательной ревизии подверглась подвеска автомобиля, были заменены стойки стабилизатора. Кузов автомобиля был обработан жидким полимерным покрытием. Собран «тревожный» чемоданчик с инструментом и некоторыми запчастями. Установлен автобокс на крышу для туристического инвентаря.

  • Покупка страховок: для проезда через Российскую Федерацию без проблем приобрел у нас стандартный полис на месяц. Для Казахстана в Беларуси нет возможности покупки Зеленой карты европейского образца, в этой связи было решено покупать страховку прямо на границе РФ – Казахстан (замечательные люди, помогающие путешественникам с информацией в сети, написали, что с этим нет никаких вопросов). Также, как обычно, купили страховки на здоровье.
  • Туристический инвентарь: кроме «бусиков и трусиков» взяли с собой коврики, складной стол со стульями, набор посуды, кофеварку и газовую горелку, палки, ветровки и трекинговую обувь, тапочки для плавания, туристические пакеты с едой и химический разогрев к ним (очень удобно для перекуса в дороге или после длительного перегона), дорожную аптечку со стандартными лекарствами и солнцезащитными средствами.
  • Навигация: чтобы не потеряться на бескрайних просторах, на два телефона были установлены карты «Яндекс» и MAPS.ME, а еще для страховки проверен и прихвачен старый навигатор Navitell с картами. Хочу добавить, что после общения в сети с казахами я дополнительно установил в телефон навигатор 2ГИС, он оказался очень полезен для передвижения по местным второстепенным дорогам.

Минск – Рязань – Саратов

Выехали мы в праздничный день 9 мая. Расстояние от Минска до Рязани – 912 км – мы преодолели очень легко, границу прошли минут за десять. До старинного города идет неплохая трасса, возле Москвы несколько платных участков с большим количеством полос и прекрасным покрытием, они сильно сокращают время в пути.

При этом платный участок от Москвы до Рязани невозможно оплатить ни наличными, ни картой – необходимо регистрироваться и оплачивать на сайте «Автодор».

С учетом того, что в праздничные дни мобильная связь и интернет в роуминге с иностранных номеров были недоступны, это создало небольшую проблему. С оплаченным роумингом, но без какой-либо связи было как-то обидно. Оплатить смогли уже в Саратове, когда связь восстановилась, благо на оплату дается пять дней.

В Рязани заселились в отель с одноименным названием и прогулялись по большому Рязанскому кремлю, основанному еще в ХІ веке.

В честь праздника был разрешен доступ даже на колокольню. В городе также есть симпатичная пешеходная улица – Почтовая, по которой приятно пройтись и попить кофе, а также Мюнстерская – с каким-то особым европейским «вайбом».

На следующий день мы взяли курс на Саратов. Дорога оказалась сложнее, попали в сильный ливень. На трассе было много участков с ремонтом, на которых образовались огромные лужи, проезжать было непросто. Общий уровень водительской дисциплины, который я оцениваю как довольно низкий, также не позволил мне ни на минуту расслабиться за рулем. В Саратов прибыли ближе к вечеру и успели посмотреть на красиво подсвеченный мост через широкую Волгу.

Граница – Уральск – Атырау

Расстояние от Саратова до Уральска – около 450 км, примерно на 300-м км нас ждала граница. Пропускной пункт представлял собой пару небольших строений фактически в чистом поле. Очередь была совсем небольшая, двигалась быстро. На российской стороне внимательно проверили багажник, бокс, салон, подняли капот, но все оперативно. На казахской стороне очередь оказалась побольше, но нас почему-то поставили впереди других машин. За пару минут общения с пограничником прошел осмотр автомобиля – и мы получили отметки в паспорта. Тот же пограничник подсказал, где ближайший пункт продажи страховок. Это оказался совсем крошечный магазинчик среди того же бескрайнего простора. Веселая и общительная агент выдала нам документ, оплатили наличными (3500 рос. рублей за месяц).

До Уральска идет дорога приличного качества, скоростное ограничение – 100 км/ч. Лихачить здесь не рекомендуем, так как по трассе висят камеры на среднюю скорость.

Именно на этом участке нас два раза останавливали сотрудники полиции: проверили страховку и проезд по камерам в своем планшете. Общаются очень вежливо, беседу начинают с рукопожатия (у нашего ГАИ не принято, но здесь, как оказалось, это обязательная часть мужского этикета, даже на автомойке только так начинают разговор).

В Уральске переночевали в небольшом, но комфортном отеле Tropicana Inn с включенным завтраком.

Неподалеку в торговом центре купили казахскую симку (за $4 на 1 месяц безлимитные звонки по Казахстану и 30 ГБ интернета, что сильно выигрывает у наших предложений по роумингу), обменяли немного наличных, нашли хорошую кофейню. И утром после плотного завтрака выдвинулись в Атырау.

Уральск – Атырау – Актау

Сотрудник полиции предупреждал нас, что дорога от Уральска до Атырау будет неважного качества. И да, расстояние в 532 км мы ехали более 8 часов. На участке активно идут ремонтные работы, много объездов по грунтовке, и там, куда ремонт еще не добрался, много ям и неровностей.

О втором моменте нас также предупреждали – это домашний скот, гуляющий по трассе. Здесь не только большие отары овец (мы такие видели и на Балканах, и в Албании), быстрые табуны лошадей, стада невозмутимых коров, но и кажущиеся совершенно огромными верблюды: высота около 2 метров, вес свыше тонны, поведение непредсказуемо…

Животные могут задумчиво стоять прямо посреди проезжей части, и рядом не будет пастуха, чтобы их отогнать. На нашем автомобиле уже давно установлены свистки для отпугивания животных, их точно слышат верблюды и лошади (замедляются, мотают головой), а вот на коров они, похоже, не действуют.

После сложной дороги особенно приятно было заселиться в Атырау в настоящий дворец – Sultan Palace Hotel – очень красивую локацию с бассейном, спа-комплексом и шикарным завтраком.

Атырау удивителен тем, что в нем (как в Стамбуле) проходит граница между двумя континентами, Европой и Азией, прямо по реке Урал.

Можно сфотографироваться в беседке с надписью «Европа», перейти по мосту – и сделать фото в такой же беседке с надписью «Азия».

На берегу реки есть много приятных заведений, где можно отметить исторический переход. Атырау – город нефтяников, очень заметно его бурное развитие и легкий налет «дубайского» стиля.

Чувствуется размах. Например, такие вот парковки на крышах домов не редкость.

Утром мы покинули гостеприимный Атырау для последнего рывка – 902 км.

Этот участок занял 11 часов, но дался нам гораздо легче – покрытие хорошее, много шли на круиз-контроле.

Перед самым Актау проложена совсем свежая четырехполосная трасса. В принципе, все дороги Казахстана оказались гораздо более благоустроенными, чем мы предполагали вначале, в большинстве своем с хорошим асфальтом и современными заправочными комплексами (заправка + магазин + кафе + удобства).

Стоимость бензина также приятно удивила: в среднем около $0,5, т.е. где-то на 30% дешевле, чем в РБ. Везде есть расчеты картой, работают системы Visa и Mastercard (я рассчитывался картами «МТБанка»). Много участков с ремонтом и работами по расширению полос, так что скоро ездить по Западному Казахстану станет еще приятнее.

Как отдохнуть в Актау

В Актау нас ждали апартаменты – нескромные 83 квадрата с потрясающим видом на бирюзовый Каспий в отеле Miramar, с бассейном и спа-комплексом.

Так как мы привыкли в поездках питаться самостоятельно, бронировалось помещение с кухней, оснащенное всем необходимым для минимального приготовления пищи. В стоимость номера входил хороший завтрак, остальную еду докупали в кулинариях местных супермаркетов (все очень вкусно, по ценам на уровне минских магазинов). Во время пребывания, конечно же, попробовали местную знаменитость – осетра (брали гриль-ассорти в ресторане «Айдын» с роскошным расположением на самом берегу моря). Стоимость ужина на 2 человек – около 50 долларов США.

Помимо гастрономических удовольствий, в Актау есть приятные места для досуга: набережная (любимое место вечерних прогулок местного населения), Скальная тропа (недавно построенная пешеходная дорожка с лестницами над морем и смотровыми площадками).

Рядом небольшой пирс, с которого можно прокатиться на катамаране или катере.

Есть торговые центры и кофейни. Туристы могут развлечь себя катанием на лошадях и посещением страусиной фермы.

Для тех, кто любит отдых в формате «все включено», есть также шикарный вариант – Rixos Water World Aktau, с собственным внушительным аквапарком и даже колесом обозрения. Цена проживания в таком месте соответствующая, но можно приехать только в аквапарк на весь день (например, с детьми), цена – около 25 долларов США с человека.

Каспий, омывающий молодой и позитивный Актау, сам по себе превосходный туристический аттракцион с длинными пляжами и роскошными закатами.

Мы приехали незадолго до начала сезона – приморские рестораны, аквапарк и территория еще готовились к приезду отдыхающих. К 20-м числам мая мелкий у пляжных песчаных берегов Каспий очень хорошо прогрелся, и мы много времени проводили на солнце и в воде.

Для любителей более уединенных мест есть несколько удивительной красоты пляжей: Голубая бухта и Песчаный мыс. Голубая бухта находится на расстоянии 83 км на север от Актау, при этом последние 15 км идут по «военно-полевой» дороге.

Немного помаявшись на ухабах, объехав всех черепах и сусликов, вы выезжаете на покрытый мелким ракушечником и песком берег к ослепительно синему морю (яркий цвет воды, обусловленный, видимо, светлым дном, дал название локации).

Здесь мы разбили маленький лагерь и провели чудесный день, купаясь и гуляя по живописным камням, рассматривая водяных змеек и ящериц.

Песчаный мыс (101 км от Актау с минимальным движением по грунту) – это пляж длиной около 13 км, покрытый белым «мальдивским» песком и омываемый светло-бирюзовым морем.

В этом раю стоит соблюдать определенную осторожность: песок – коварное покрытие и, увлекшись катанием вдоль живописного прибоя, мы «сели» в абсолютно безлюдном месте, куда не добивала сотовая связь.

Нас спасли, без лишних разговоров лихо вытянув машину тросом, дружелюбные местные пограничники. От них мы узнали, кстати, что территория здесь приграничная, так как рядом порт с таможенным терминалом, так что документы обязательно надо иметь с собой.

Актау ранее именовался Шевченко, в честь сосланного сюда знаменитого писателя. Тарас Григорьевич провел здесь в XIX веке семь лет в ссылке и создал множество зарисовок ландшафта полуострова Мангистау.

Впечатленные его работами и информацией в интернете, мы предприняли несколько вылазок, ниже приведу пару вариантов поездок на целый день.

Маршрут 1: Актау – Торыш (Долина Шаров) – Отпан-Тау – Гора Шеркала – Актау (398 км)

Необычные красоты Мангистау объясняются событиями глубокой географической древности: миллионы лет назад на его месте был океан (ученые называют его Тетис), и воды отсюда ушли, оставив причудливое дно и несколько морей (в их числе Каспийское). Долина Шаров – скопление тысяч камней округлой формы, размером в среднем от 1 до 3 м, по-научному это называется конкреция (нарастание минералов вокруг ракушек, камней и т.д.).

Этому наследию древнего Тетиса от 40 до 60 миллионов лет. Ветра выдувают почву, и древние камни выходят наружу, потом постепенно разрушаются. Выглядит Торыш поразительно, при наличии фантазии можно представить, что из камней скоро вылупятся драконы.

Буквально в нескольких километрах находится довольно колоритное место: гора Акмайя или, как ее еще называют, «гора с дыркой». Мы придумали для нее название «Свисток Бога».

Пока мы ходили по ее склонам, за нами с интересом понаблюдали местные рогатые обитатели, снять я их смог с помощью хорошего зума своего фотоаппарата.

Отпан-Тау – название горы, являющейся самой высокой точкой Мангистау (532 м над уровнем моря). На ее вершине когда-то располагалась древняя сигнальная башня, с которой предупреждали о приходе неприятеля. Сейчас на горе установлен комплекс, посвященный местному богатырю Адаю и статуя Волчицы – прародительницы всего тюркского народа.

Место обустроено для посещения туристов, на приличную высоту ведет комфортная лестница. С вершины, некогда возвышавшейся над водами Тетиса, открывается потрясающий вид на окрестности.

Гора Шеркала (на персидском – «логово льва») – огромный массив, очертания которого с популярной точки напоминают островерхую юрту. В древние времена по равнине внизу пролегал Великий шелковый путь, и гора была ориентиром. Очень живописное место, к которому реально подъехать на машине.

Маршрут 2: Актау – Урочище Бозжира – мечеть Бекет-Ата – Актау (601 км)

Местные путешественники советовали мне оставить поездку в урочище Бозжира «на десерт», так как после увиденного все остальные красоты будут казаться пресноватыми. Я воспользовался рекомендацией и не пожалел: увиденное превзошло все ожидания и было кульминацией нашего путешествия. Пейзажи Бозжиры имеют инопланетный эффект «мама, я на Марсе» благодаря все тому же Тетису.

На западной части плато Устюрт стремятся к небу несколько скалистых образований, называемых Клыками, созданных трудами волн и ветра примерно пять миллионов лет назад. Они окружены горными массивами, имеющими светлую необычную окраску благодаря меловым пластам. По мнению ученых, самый растиражированный вид Бозжиры может исчезнуть примерно через пять тысяч лет, так что, как говорится, спешите увидеть.

Урочище можно посмотреть с двух основных точек: с верхней – вид на «клыки», и с нижней – от основания гор. Мы выбрали верхнюю точку как наиболее эффектную и легко достижимую, не рискнув соваться вниз на обычном автомобиле. На въезде в Урочище также есть пункт, с которого можно снять гору-юрту, гору – подводную лодку, гору-замок.

На плато кроме нас были другие автотуристы, здесь принято устраивать пикники, тут встречают инопланетной красоты рассветы и закаты. Соседи по лагерю угостили нас изготовленными прямо на месте нереально вкусными казахскими пирожками баурсаками.

Компанию веселым посетителям составляет мощный и дикий Ветер (именно с большой буквы), продолжающий работу над своими шедеврами.

Укрывшись за автомобилем, мы поставили туристическую мебель и устроили самый необычный обед и кофепитие в своей жизни. Очень пригодился химический разогрев для еды, так как ветер задувал пламя горелки, даже несмотря на ветрозащиту.

От себя советуем для такой поездки прихватить хорошую трекинговую обувь, т.к. склоны довольно опасные, и ветровки.

В 20 километрах от Бозжиры находится одна из мусульманских святынь – древняя мечеть Бекет-Ата.

Религиозный объект основан в XIX веке казахским просветителем, ученым и почитаемым святым. Как многие древние мечети, представляет собой небольшую, ничем не украшенную пещеру, состоящую из четырех помещений, с отверстиями в потолке.

Считается, что сама мечеть и источник неподалеку от нее обладают необыкновенной целительной силой. К Бекет-Ата ведет хорошо обустроенная дорожка (1300 м, со скамейками и беседками), а прохладная вода в источнике, к нашему удивлению, оказалась минеральной. Мечеть посещает много паломников, тут нельзя носить открытую одежду и надо разуваться на входе. При этом отношение к туристам вполне дружелюбное.

Обратный путь: Актау – Атырау – Уральск – Пенза – Можайск – Минск

На обратный путь я выделил целых шесть дней. На две ночи мы зависли в разогретом весенним солнцем Атырау, гуляя по городу и наслаждаясь гостеприимством все того же Sultan Palace. Посмотрели на удивительное зрелище, являющееся основой благосостояния региона – целые поля, усеянные нефтяными «качалками».

Границу Казахстан – РФ прошли примерно за 1,5 часа без каких-либо проблем. Провели вечер в Пензе, прогуливаясь по ее широкой пешеходной Московской улице.

Забавным моментом здесь стал номер в отеле «Вояж» – с персональной сауной и небольшим бассейном, в который было так приятно плюхнуться с дороги.

К Можайску добирались через Московскую ЦКАД. Платный участок дороги был на ремонте, и за честно выложенные 200 рос. руб. мы 1,5 часа ехали 18 км из-за бестолковой организации движения. Этот ремонт подарил нам также саморез в заднем правом колесе, которое полностью спустило к следующему утру. Я решил не ставить запаску и не возиться с ремкомплектом, просто закрутил «подарочек» поглубже и так доехал до дома. Последнюю ночь путешествия после всей этой суеты мы провели в чудесном месте – усадьбе Ваньково, среди тихих полей, в уютном домике на берегу озера.

На следующий день после довольно быстрого прохождения границы уже после обеда мы были дома, раскладывали сувениры и покупки, сравнивали впечатления. Одно из них, довольно важное для меня, опишу ниже.

Казахстан автомобильный

Пару слов об автомобильной жизни в Казахстане. Интересным моментом для нас стало пристрастие жителей западной части страны к «японцам». Народным автомобилем здесь является Toyota Camry (казахский вариант белорусского «Пассата»). Эти крепкие машинки представлены здесь самыми разными поколениями. Далее по популярности: Land Cruiser, Hi Lux, Alphard и Sienna. Машины все немаленькие, ведь семьи здесь большие, трое-четверо детей – это норма. По Мангыстау катается много Mitsubishi Pajero и Nissan Patrol, на них местные жители не боятся лихо носиться и по современным шоссе, и по пыльным степным дорогам.

Среди новых авто (а их достаточно большой процент, регион производит впечатление зажиточного) – в абсолютном большинстве Chevrolet Cobalt (узбекской сборки) и Hyundai: Tucson, Santa Fe, Palisade – эти уже местной сборки. «Китайцев» немного, из лидеров – Haval и Exeed. Популярной у нас марки Geely насчитал за все время всего четыре штуки. Кого вы точно не встретите на местных дорогах, так это любимых практичными соотечественниками «французских дизелечков». Citroёn и Peugeot среди этих суровых степей отсутствуют как вид. Из «Рено» попадаются Duster и Stepway. Этому имеется логическое объяснение: дизельное топливо стоит вполовину дороже 95-го бензина. А вот газ вчетверо дешевле. В этом причина того, что весь основной парк здесь ездит на газу, вплоть до автобусов.

Газовых заправок очень много – гораздо больше, чем обычных АЗС. Электромобили пока также не популярны.

Сами местные водители предсказуемы и вежливы на дороге, хоть и любят полихачить. Как они сами шутят: «Казах без понтов – беспонтовый казах». Полиция пытается контролировать врожденную любовь водителей к скорости. За время поездки нас останавливали трижды. Общение с местными блюстителями порядка исключительно дружелюбное, без «наездов». После проверки документов с интересом осматривали машину и бокс, желали счастливого пути. Мое основное впечатление: казахам осталось доремонтировать дороги – и этот регион широко откроется для массового туризма. Пока есть вопросы. Встреченные нами ребята из Австрии приехали сюда на переделанном в кемпер бывшем военном грузовике.

Наш автомобиль прошел испытания казахскими дорогами вполне стойко. Из эксцессов: улетевший в пространство дефлектор задней левой двери (оторвало где-то под Саратовом, был жуткий ветер с дождем) и прокол заднего правого колеса на обратном пути. Сразу по приезде сделал ТО автомобилю – никаких замечаний нет. Разве что обнаружилось пару ракушек под защитой двигателя, («привет» с Песчаного мыса).

Машине моей скоро семь лет, пробег превысил 140 тысяч километров, и я потихоньку подумываю о замене. За последний год протестировал все новые автомобили, которые можно купить в Беларуси официально с бюджетом до 80 тысяч рублей. К сожалению, ничего не вызвало немедленного желания купить. Поэтому мой небесно-синий Rio X-Line все еще со мной и радует мою семью своей надежностью и низкой стоимостью содержания.

Вместо заключения

Мы проехали 8610 км, и это было одно из самых интересных и больших моих путешествий. Казахстан потряс своими фантастическими неземными пейзажами. Уже вполне сформированная туристическая инфраструктура позволила нам сочетать активный отдых с приятным расслаблением у моря. Мы получили и яркие впечатления, и необходимый отпускной релакс. Огромным ресурсом страны являются местные жители – обаятельные, открытые, активные и общительные. Все развивается очень бурно: строятся дороги, курортные зоны, отели и аэропорты. Солнечный Мангыстау со всем радушием показал нам свои красоты.

Что по деньгам:

Расходы (описание) Расходы в $ Комментарий
Проживание (РФ) 262 завтраки включены, 2 чел., 4 ночи
Проживание в Актау (апартаменты у моря) 612 завтраки включены, 2 чел., 12 ночей
Проживание (Казахстан) 252 завтраки включены, 2 чел., 5 ночей
Топливо 320  
Оплата дорог 13  
Страховка на автомобиль 55 на территории РФ и Казахстана
Страховки на здоровье 9 2 чел.
Питание (включая кафе и посещение ресторана) 310 2 чел.
Мобильная связь 11  
Итого: 1844  

Как обычно, считаю потраченное на отдых инвестицией в свое физическое и ментальное здоровье. Я полностью перезагрузился, ведь такие поездки – самая яркая часть моей жизни. Желаю и всем вам этим летом прекрасного и насыщенного отдыха.

Читатель АвтоГродно поделился историей, которая с ним произошла недавно. Этим текстом он хочет выразить благодарность гр...
В США задумывался угон новеньких электрических внедорожников Hummer EV по голливудскому сценарию, но ситуация вышла...
Экономический суд Минска удовлетворил иск страховой компании к коммунальному унитарному предприятию о возмещен...
Недавно мы рассказывали, как в Беларуси камеры наружного наблюдения помогают выявлять нарушителей ПДД: проезд на красный...
Следите за нами в соцсетях