– До фуры управляла лишь одной лошадиной силой, а теперь их более 600! – начинает рассказ о себе дальнобойщица Александра из Брестской области.
После она уточнит: перед тем как стать водителем большегруза, работала в санатории иппотерапевтом – лечила человеческие недуги и их последствия верховой ездой на лошади.
А ещё раньше окончила школу с золотой медалью, в университете получила красный диплом и стала квалифицированным психологом, рассказывает av.by.
Но жизнь круто изменила её юношеские намерения, и уже спустя время Александра, будучи мамой троих сыновей-погодков, за рулём большегруза объездила почти всю Европу и даже побывала на Урале.
– Когда всем на голову свалился ковид, доходы сильно упали и муж позвал за собой в дальнобой, – объясняет такой поворот в жизни Александра.
Но права нужной категории получила значительно раньше. Отучилась на шофёра тягача Саша вместе с мужем – просто так, за компанию.
– Учиться мне нравилось. Быть одной розочкой среди тюльпанов было весело! Наш инструктор даже меня иногда парням в пример ставил, мол, смотрите, как девочка заезжает в гараж с первого раза, а вы с пятого не можете, – вспоминает собеседница.
В этой профессии многодетная мама более трёх лет. Первые несколько дней парного рейса Саша ездила в качестве пассажира и вникала в суть нелёгкого занятия:
– Муж комментировал каждое движение! Мне казалось, что я ещё долго буду тащиться, как черепаха. Однажды его спросила: «Можно медленно ездить?» Он ответил: «Конечно!» Помню, села первый раз на польской автостраде. У нас DAF с адаптивным круиз-контролем: на кнопочку нажал – машина сама движется. До этого тягача я на авто только с МКПП ездила. Через полчаса красная лампочка загорелась на панели приборов. Интересуюсь: что бы это значило? Оказывается, это я дольше минуты ехала со скоростью более 90 км/ч. С тех пор у меня любовь к ДАФу. На других машинах только пассажиром каталась.
Правда, однажды Александре довелось переночевать в кабине Volvo. И вот тут белоруска почувствовала разницу в комфорте.
– Мы ночью приехали, и нам дали в качестве гостиничного номера «Вольво». Это был кошмар для меня! Я обычно сплю на верхней полке. В DAF она большая, ровная. Даже с моими немаленькими габаритами мне удобно. А вот в Volvo верхний спальник не с жёсткой поверхностью, а как гамак и куча ящиков рядом. Спина сразу «вышла из чата». Локти всю ночь знакомились с ящиками, – вспоминает Саша. – Так что лучшее достижение ДАФа – это огромная кабина и адаптивный круиз-контроль. Кстати, после фуры я поняла, что не люблю ездить на легковушке. В ней сидишь, как в окопе, ничего не видно! А в кабине грузовика на два с лишним метра ближе к небу! Вообще, я так скажу: нет плохих тягачей, особенно если они новые. Кто-то любит Volvo, кто-то Scania нахваливает, для кого-то лучше Mercedes Actros машины нет!
– Неужели не возникало сложностей с управлением тягачом в первое время?
– Я очень быстро почувствовала автомобиль, его габариты. У мужа было много напарников, кроме меня, но только я оказалась... «настоящим мужиком»! Никогда не ныла, не плакалась и просчитывала свои действия наперёд. В парном экипаже очень важно уметь спать, пока напарник едет. По правилам это, конечно, запрещено, но если не спать, то через неделю можно умереть. Со мной муж начал ложиться спать уже через пару дней, зная, что его супруга за рулём и не подведёт.
Свою карьеру дальнобойщицы Саша начинала с Урала. Сейчас белоруска признаётся: после российских дорог в Европе можно отдыхать за рулём.
– Если по России умеешь ездить, то по Европе – всё время в режиме пенсионеров, – смеётся девушка и рассказывает, что на дорогах ей не очень везёт на коллег-водителей. – Вечно маньяки какие-то попадаются! Это я так называю неадекватных водителей. То подрежут, то перед носом затормозят. На большегрузах тоже неадекватов хватает. Итальянцы любят подрезать, немцы – средний палец показывать. Из самого неприятного вспоминается, когда гражданин Йемена на ярославских просторах влез передо мной на такси и затормозил перед светофором. Российский полицейский оказался дальновиднее водителя такси и даже штраф мне не выписал, хоть я и изрядно помяла тот Volkswagen.
– Когда лопнуло колесо в Германии, тоже отделались лёгким испугом, так как оно было на средней оси прицепа и рядом оказался паркинг, на который я успела съехать, – вспоминает Александра свои злоключения.
– А есть страны, которые вы особенно любите? И наоборот – по каким-то причинам не очень жалуете?
– Из всех государств больше всего понравилась Словения. Не люблю Испанию. И вообще, всю Европу не люблю. По мне, она какая-то неуютная... Вот больше всего люблю родную Беларусь. Всегда с удовольствием возвращаюсь на родину, – признаётся Александра.
– Каждую свободную минуту в рейсе мы стараемся гулять. Если рядом есть достопримечательности, мы их обязательно посмотрим. Даже если рядом только поле, не беда! И по нему пройдёмся. Многие берегут в поездках деньги, чтобы семье побольше привезти... Мы же позволяем себе жить в удовольствие! Да и семья не бедствует. Вот дом построили, деревья посадили, сыновья взрослеют. Можно уже и на себя денежку потратить!
– Раз уж мы заговорили о деньгах... Расскажите о своих доходах. И от чего они зависят в компании, где вы работаете?
– Зарплата у всех водителей фур приблизительно одинаковая: две-три тысячи евро. Многое зависит от фирмы. Одни большие суммы предлагают, но потом за каждый чих деньги с водителя снимают! Другие обещают чуть меньше, но и берут без опыта и всяких штрафов. Да ещё и вычета за нарушения мелкие нет. Например, есть организации, которые считают экобаллы. Это значит, как эффективно ты ездишь, тормозишь и прочее. И то, как ты соблюдаешь экоправила каждый день, влияет на твою зарплату. У нас такого нет. Существуют фирмы, считающие пережог топлива. Положено тебе 25 литров на «сотку», а ты 26 «спалил» – вот и минус в зарплате. За все три года работы на фуре у меня ни цента не сняли! Хоть экобаллы у нас не учитывают, меньше 97 км/ч я не езжу.
– А как у вас с мужем распределены обязанности в каденциях?
– Я командую, он работает! – смеётся дальнобойщица. – На самом деле это шутка, у нас нет строго определённых обязанностей. Можешь – сделай. Если нужна мужская сила, то он действует, если я что-то могу, то и для меня не проблема. Чаще всего мы всё делаем вместе. И дома, и на работе. Многие спрашивают, не устаём ли друг от друга. Скажу за двоих: мы – нет! Может быть как угодно, но только не скучно друг с другом.
– У вас трое сыновей. Не скучаете по детям в каденциях?
– Там некогда скучать. Но мы всегда рады видеть друг друга и проводить время вместе с детьми. Они у нас быстро поняли, что такое финансовое благополучие. Как-то однажды заикнулись, мол, бросим дальнобой, так сын сразу заявил: от этого сильно «просядет» наше семейное благосостояние. Мы были в шоке от таких слов! И это выдал средний, который больше всех ко мне привязан. Сделали вывод с мужем: малый повзрослел!
– Вообще не планируете уходить из профессии дальнобоя?
– Уходить пока не планируем, если мировое правительство за нас не решит. Но мы не боимся остаться без работы! Руки-ноги есть, голова на плечах – тоже. Купить лошадь и снова вернуться к иппотерапии я всегда успею, – говорит Александра и добавляет, что пока не представляет свою работу в тесном кабинете. – Однажды я пришла к нотариусу... Маленькая такая тёмная комната с решётками на окнах и воронами за окном... Мелькнуло в голове: и так с понедельника по пятницу сорок лет! Спасибо, но я этого не хочу. У меня картинка за окном меняется со скоростью 97 км/ч. И она всегда разная.
Оказалось, что лидчанин, работавший в этой фирме, слил почти три тонны топлива за три рейса.