| av.by Надежда Болотова
| av.by Надежда Болотова

Каких штрафов больше всего боятся польские таксисты? Рассказал парень из Гродно, работающий в Белостоке

Тема такси всегда горячая. У водителей, как правило, накапливается много вопросов и к сервису, и к своим коллегам-нелегалам, и к законодательству в этой сфере. Сегодня рассказ про белоруса, который трудится таксистом в Польше.

Журналисты av.by расспросили его про тамошние законы, заработки и прочее.

Владимир из Гродно возит людей в польском Белостоке почти полгода. Пришел в эту службу по двум причинам:

– Решил пойти в данную сферу, так как искал работу со свободным графиком. Кроме того, планировал купить автомобиль, а здесь была возможность взять авто в аренду и эксплуатировать не только в рабочих целях, но и для семьи, – говорит собеседник. – Я получаю машину в постоянное пользование и плачу за неё еженедельно аренду. Это называется auto na wyłączność. Можно брать транспорт вместе с напарником и работать посменно. Аренда, соответственно, тоже делится на двоих.

Опыта работы таксистом парень не имел. В Беларуси трудился совсем в другой области.

– Водительский стаж на тот момент составлял около десяти лет, и была уверенность, что все получится.

Для того чтобы белорусу начать таксовать в Польше, достаточно иметь водительское удостоверение РБ. «Ну еще немного времени и средств», – с улыбкой добавляет Владимир.

– Сперва нужно найти партнера, на которого будешь работать, а там все по полочкам разложат, расскажут, что нужно делать. В моем случае я отыскал ребят из Беларуси, они меня устроили и помогли мне во всем, – говорит гродненец.

Парень в подробностях описывает, с чего необходимо начать:

– При трудоустройстве нужно было пройти медицинское и психологическое обследование. Эти два вопроса решаются за один день. Стоимость такого обследования – 250 злотых (примерно 190 белорусских рублей). Также надо взять справку о несудимости (zaświadczenie o niekaralności) — 30 злотых (25 рублей) и сделать нотариальный перевод прав – 50-70 злотых (40-50 рублей). Последнее я ждал больше всего – около недели, – вспоминает Владимир.

Правда, сейчас, добавляет гродненец, законодательство в Польше меняется. Всем иностранным таксистам в течение года нужно получить польские права.

– Я пока еще не занимался этим вопросом. Многие работодатели теперь берут водителей только с польскими правами либо с белорусскими, но с подтверждением того, что они в процессе замены.

Заработок таксистов в соседней стране, как и у нас, зависит только от них самих. Чем больше смен – тем больше твоя зарплата. Поинтересовались, сколько он может выручить в месяц, развозя поляков по делам.

– У меня в среднем выходит около 5 000 злотых (3 900 белорусских рублей). Работаю я пять-шесть дней в неделю. Смена длится 10-12 часов. И это средняя зарплата по городу, думаю. Но данный показатель всегда разный, поэтому я привожу свои реальные цифры. Хотя можно получить и три тысячи, и восемь. Тут уже смотря как трудиться!

– Какие есть варианты работы в такси: наём, аренда или вовсе нелегальное дело?

– Можно работать на своем автомобиле. Данный способ в теории является самым прибыльным, так как не нужно платить за аренду авто. Она у меня стоит 450 злотых в неделю (340 рублей). Но при этом, естественно, будут другие расходы: ремонт, страховка, техосмотр, время на оформление машины и прочие мелочи.

– Но устроиться работать на арендованном авто гораздо проще и быстрее. Тем более иностранцу. В моем случае весь сервис – за счет арендодателя, с меня – только топливо!

От борта в Польше мало кто таксует, поскольку за это можно получить очень внушительный штраф. Полиция периодически проводит рейды по отлову таких нелегалов, – рассказывает Владимир.

– А каких штрафов больше всего боятся польские таксисты? За что можно получить самый суровый?

– За проезд на желтый знакомому дали 800 злотых и 15 пунктов. У меня был штраф 200 злотых за превышение на 20 км/ч и 3 пункта. У коллеги за 24 км/ч – 400 злотых и 5 пунктов. 

– А что означают эти «пункты»?

– В Польше работает система пунктов. За год разрешается набрать максимум 24. Потом могут лишить прав. В общем, система мотивирует не нарушать!

– Нужна ли лицензия на такси?

– Нужна! Но этим вопросом занимается работодатель. У каждой машины есть лицензия, а у каждого водителя – свой идентификатор. Получают ее в городском муниципалитете. Необходимы сертификат техосмотра, лампа такси и оплата сбора. Стоимость зависит от того, на сколько лет берете лицензию, и составляет от 200 злотых и выше.

– Есть ли требования к машинам, работающим в такси?

– Есть, но на самом деле они невысокие. Главное, чтоб автомобилю было не больше 20 лет, он прошел техосмотр, имелась страховка и... четыре двери!

– У нас в этой сфере чаще всего можно заметить Volkswagen Polo, Renault Logan, Hyundai Solaris. А в польское такси какие автомобили берут?

– Я езжу на Skoda Roomster 2009 года выпуска. Чаще всего здесь увидишь гибрид Toyota Prius. Охотно берут Skoda Fabia, Dacia Sandero, Fiat Punto, VW Polo… Конечно, на автомобили устанавливают газобаллонное оборудование. С местными ценами на топливо по-другому никак. Литр газа стоит 3 злотых (чуть больше 2 белорусских рублей). В среднем по городу выходит 6-8 литров LPG на 100 километров.

– А какая минимальная сумма потребуется на поездку по городу? И вообще, как формируется цена на нее?

– Минимальная поездка (2-3 километра) обойдется в 9-10 злотых (7-8 белорусских рублей). За 7 километров будет около 20-25 злотых (15-20 белорусских рублей), а за 30 – уже примерно 70 злотых (50 белорусских рублей). Для клиентов много скидок, которые достигают порой 60%, поэтому такси тут пользуются хорошо! Как и везде, больше всего заказов поступает в пятницу вечером и по выходным.

– Система заказов как устроена? В чем отличие от белорусской?

– Система заказов полностью привязана к приложениям. Я работаю на Bolt и Freenow. Есть еще возможность Uber подключить, но пока нет нужды – хватает двух. Заказы приходят автоматически по принципу «кто ближе к клиенту». Есть приоритет: у кого авто обклеено и рейтинг лучше, тот заказы получает чаще. В Беларуси, думаю, похожая схема.

– Можно ли как-то обхитрить систему и подработать нелегально?

– Бывает, что клиент хочет совершить поездку без приложений либо отклониться от курса (и просит подождать его). Обычно таксисты идут навстречу, но это довольно редкие случаи.

– И как благодарят такого шофера пассажиры? Щедры ли поляки на чаевые?

– Ну, оставляют понемногу: 2-3 злотых, иногда 5-7. А могут и больше! Нередко целую смену почти ничего не дают, а бывает, в день – сразу 40 злотых! Самые большие чаевые у меня были 75 злотых (58 рублей). Поляк дал за то, что я подождал его 15 минут.

– Есть ли сложности у белорусов при работе в польском такси?

– Сложностей никаких нет! Язык, конечно, нужно немного понимать, но это приходит со временем. В основном отношение со стороны клиентов хорошее. Даже снисходительно относятся, если не сразу их речь понимаешь, – говорит таксист.

До Нового года осталось всего ничего. И если вы из тех, кто до сих пор не позаботился о подарках друзьям и родным, у нас...
История четырех иностранных студентов, покидающих Беларусь, – это не об успехах в учебе, а об уроках, которые они так и ...
25 декабря, в четверг, на линию 112 поступило сообщение о том, что вблизи деревни Долгополичи в Зельвенском районе произ...

Нужно ли менять водительское удостоверение иностранцам, находящимся в Беларуси?

Нестандартное применение гаражного инструмента стало основанием для уголовного дела.

Чтобы обеспечить стабильность работы приложения и возможность заряжать электромобили, было принято решение временно откл...
Иван приобрел Opel Zafira два года назад. Почему выбор молодого парня пал на автомобиль, который принято считать пенсион...
Дубайский авиаперевозчик объяснил свое решение об отмене полетов "операционными причинами" и перенаправил все рейсы в Мо...
Следите за нами в соцсетях