Мобильные камеры в Гродно09 февраля: 1. М-11 (Вороновский р-н); 2. Р-44 (Гродненский р-н); 3.- 4, Р-99 (Гродненский и Волковысский р-ны).

Найдено и потеряно в Гродно-

Очереди на границе Беларуси и стран ЕС – дело уже привычное. Ежедневно на разных направлениях здесь простаивают сотни большегрузов.

Средняя продолжительность ожидания – больше недели.

К концу года традиционно поток машин увеличивается – логисты это связывают с необходимостью закрыть до 31 декабря все действующие контракты.

А как именно выглядит белорусско-литовская приграничная зона за три недели до праздников, показал в репортаже av.by.

«Одна очередь – плохо! А две – еще хуже»

До пункта пропуска километров пять-шесть, а «хвосты» фур уже виднеются. Правда, пока только по левой стороне. Проезжаем еще километр – цепочка машин появляется и справа.

– Слева – те, кто проходит по пропускам: у них своя очередь. Справа – очередь общая, – объясняет один из водителей.

Дело в том, что пересечь белорусско-литовскую границу можно и на платной основе, купив специальный пропуск. Предполагается, что он дает право на первоочередное прохождение границы.

Пропуск оформляется официально через Госпогранкомитет и действует в течение года. Водители вспоминают, что раньше это действительно давало привилегию и пересечь границу таким образом можно было в течение пары часов.

Сейчас же все выглядит иначе: «платная» очередь гораздо длиннее общей.

– Визуально – да, она больше, но движется быстрее. Работает по такой системе: сначала пропускают четыре «платные» фуры, потом – одну «бесплатную», – объясняет мужчина. – Правда, бывает, и эта система дает сбой. То шевелимся быстро, то стоим на ровном месте по несколько часов.

Водитель, который не захотел ни фотографироваться, ни называть своего имени, – из «коммерческой» очереди. Едет во Францию – везет туда белорусскую мебель. На границе он уже больше двух суток. Но это, со слов собеседника, еще нормально в такой ситуации:

– Вы спросите у тех, кто тут стоит больше недели, каково им!

– А здесь есть какие-нибудь условия для такого длительного ожидания? Душ, например? Кафе?

– Какой душ? – смеется собеседник. – Пойдемте – покажу наше «джакузи».

Мужчина отводит журналистов за кабину фуры, открывает небольшую дверцу в ней и вынимает оттуда канистру с краном.

– Вот, вода здесь нагрета от «вебасты», достаем так, откручиваем краник – и вперед, – показывает водитель, как он умывается и чистит зубы по утрам.

Въезжать в ЕС через литовскую границу для дальнобойщика было удобно всегда: здесь и скопления транспорта меньше, и пропуск, как правило, позволял не простаивать дольше суток.

– Перед Новым годом очереди всегда больше обычного. А теперь их еще и тормозят – искусственно, конечно. Можем пять часов простоять – и на метр не сдвинуться. А можем за сутки проехать 200-300 метров. Тут никогда не знаешь, что будет. Вот вроде и недалеко до шлагбаума, но я не уверен, что сегодня смогу пересечь границу.

«Стою с осени»

Поговорив с «платником», двигаемся в общую цепь. Здесь, со слов предыдущего собеседника, стоят больше недели.

– Приехал на границу 30 ноября, – осипшим после сна голосом говорит водитель.

– Получается, еще с осени…

– Да, – смеется мужчина. – Зиму здесь встретил!

Водитель большегруза – гродненец. Но несмотря на то, что до родного порога всего пара десятков километров, ожидать проезда приходится здесь, в кабине грузовика.

Например, в пункте пропуска «Берестовица» есть электронная регистрация – и она позволяет водителям, которые ее прошли, переждать очередь дома. На белорусско-литовской границе такого нововведения еще не предусмотрено. И шоферы вынуждены постоянно находиться здесь, чтобы хоть и медленно, но все же двигаться вперёд.

– Я вот съездил на денек домой, а так все это время тут живу! Сейчас уже больше недели...

– А что будет с оплатой? Отразится ли такой вынужденный недельный простой на зарплате?

– Отразится, конечно. Я же работаю «от колеса» – сколько проеду кругов, за столько и получу. Если стоит фура, значит, и мой доход не растет. Есть такие фирмы, которые платят суточные. И неважно, едут водители или нет. У нас в компании другие правила. 

– Так почему бы вам не поехать через польскую границу, где есть электронная очередь?

– Какой логисты проложили маршрут, такому и следую, – разводит руками водитель, а журналисты идут искать другого собеседника.

«Заплатил штраф и проехал через Беларусь»

Как выяснилось, многие дальнобойщики предпочитают пересекать границу Беларуси с ЕС именно на литовском направлении. Дело в том, что въезжать в Литву можно с полным баком топлива, в то время как на польской границе имеются ограничения – не более 600 литров в месяц. Хотя и тут не все так однозначно и просто, как кажется на первый взгляд...

– Сомнительная экономия, я считаю. Тебе все равно неделю надо здесь стоять, заводить двигатель, прогревать машину, – рассуждает один из водителей. – Ну заработаешь на топливе немного – так этот простой еще больше отразится потом на зарплате. Слышал, что некоторые покупают горючее за свои деньги, а в Европе продают – и неплохо зарабатывают на этом!

Во время диалога подходит еще один водитель. В общей очереди он простоял уже больше недели.

– А почему пропуск фирма не купит?

– А зачем мне пропуск? Я въехал из Латвии – и сразу в Россию. А назад еду через Беларусь в Литву.

– Разве так можно было? – удивлённо интересуемся мы, памятуя, что с 16 апреля 2022 года введен запрет на перемещение через таможенную границу ЕС в Беларусь автомобилей и тягачей, зарегистрированных в Европе.

– Вообще-то, нельзя. Ну я штраф заплатил и поехал дальше, – отводя взгляд в сторону, объясняет водитель.

– То есть сознательно нарушали?

– Да, нарушал! И сам же сдался «транспортникам», которые следят за соблюдением правил проезда. Внес 640 рублей, зато спокойно отправился дальше. Моей фирме так даже выгоднее, чем перемещаться по прежнему маршруту.

«Отработал смену – двигаться в очереди нельзя»

На границе никто не дает никаких прогнозов насчет того, как скоро ее можно будет пройти. Это зависит от ряда факторов. И от труда пограничников, и от количества «платников», и от того, когда начнется или завершится твой рабочий день.

– Мне вроде уже недалеко, но моя смена скоро закончится. Это значит, что двигаться я уже не смогу! Обязан пойти на 8-часовой отдых. То есть, если даже и возникнут подвижки, я буду стоять, – объясняет еще один скучающий в очереди дальнобойщик.

Рабочая смена водителей большегрузов длится 15 часов. После этого они должны встать на так называемую паузу – обязательный перерыв. За нарушение режима труда и отдыха шоферов наказывают штрафами, сумма которых зависит от количества переработанных часов. Если показатель меньше часа – заплатишь штраф 30 евро. Если больше, сумма, соответственно, будет расти и может достигнуть нескольких сот евро. Поэтому водители к данному вопросу подходят со всей серьезностью. 

Когда смена отработана, дальнобойщик на тягач вывешивает ярко-зеленый жилет. Это сигнал для других, что фуру можно объезжать.

– Вот сейчас подвезут обеды, я поем и пойду на отдых, – делится ближайшими планами мужчина.

Местные жители сюда ежедневно привозят горячую снедь. Комплекс из супа и второго стоит 13 рублей. Есть и водители, которые готовят сами, а кто-то отправляется на перекус в кафе. Из так называемых удобств здесь имеются только биотуалеты.

Возвращаясь назад, журналисты притормозили в конце цепи, чтоб опросить новеньких водителей. Вот как раз подъезжает тягач – подошли передать сведения об обстановке.

– Про очереди уже знаю. По рации сообщили, да и сам я мониторю ситуацию в интернете, – с улыбкой встречает нас шофер. – Настраиваюсь дней на десять. Будет меньше – считай, удачу за хвост поймал.

Таможня: «Литовской стороной выполняется 53% от установленной нормы по приему автомобилей»

– Контролирующие органы граничащих с Беларусью стран Европейского союза продолжают неритмично оформлять транспортные средства, следующие на выезд из Беларуси, намеренно сдерживая потоки. Так, литовской стороной выполняется 53% от установленной нормы по приему автомобилей, – объясняют ситуацию на белорусско-литовской границе в Гродненской региональной таможне.

Самая напряженная обстановка на данном направлении – в пункте пропуска «Каменный Лог», где скопилось более 1 100 авто. За минувшие сутки литовская сторона приняла около 200 грузовиков из возможных 500.

В «Привалке», пропускная способность которой составляет 230 фур в одном направлении, находятся сейчас 400 машин. 

Среднее время ожидания въезда в Литву после прохождения на белорусской стороне всех видов контроля составляет более шести часов.

– Белорусской стороной оформляются все транспортные средства, которые подает сопредельная сторона. И мы готовы принимать больше в случае ритмичной работы контрольных служб граничащих с Беларусью стран Евросоюза, – уверены в таможне.

Громин Гродно Сто и авторазборка Опель Гродно

Арсенал

 Ремонт и проверка форсунок в Гродно
  "КристаллТрансСервис"
  Гродно, Индурское шоссе, 17
  +375 (29) 665-00-72