Постепенно в Гродно открывается мотосезон. По этому случаю АвтоГродно встретился с Дмитрием Свиридовым, тренером по мотоджимхане. За свой 12-летний опыт управления мотоциклом, Дмитрий видел не самые приятные ситуации на дороге. К тому же, он один из немногих мотоциклистов города, которые анализируют каждую городскую аварию с участием мото.
Чтобы мотоцикл приносил удовольствие и не привез в травмопункт, наш собеседник назвал 3 основных правила.
Суммарный опыт управления мотоциклом у Дмитрия - 14 лет. Вопросом безопасного вождения он также занимался давно, но особенным стал 2017 год, когда в Гродно приехал тренер по контраварийной подготовке Димитрий "Ключ" Евхименко.
- Два часа занятий и я увидел пропасть между навыками обычного мотоциклиста, к которому себя относил, и мотоциклисту, который действительно умеет ездить. Начались мои интенсивные тренировки по вождению и занятия мотоджимханой, - вспоминает собеседник. - Одновременно начал детально разбирать гродненские аварии с участием мотоциклистов, со многими потом лично общался. Теперь могу обобщить опыт в виде 3 основных советов.
Правило 1: Будь заметен!
- Геометрические размеры мотоцикла малы и он легко выпадает из поля зрения автомобилистов. Днем ездите с дальним светом фар и немного виляйте в полосе, чтобы не замирать в зеркалах заднего вида, - начинает пояснение Дмитрий. - По-возможности используйте заметную экипировку. На Западе мотоциклисты ездят в ярких жилетах, как САХовцы у нас. И на красоту костюма там не смотрят, на первом месте безопасность.
Дмитрий показывает, как как его мотоцикл выглядит без света, с ближним светом фар и дальним:
- Дима, но ты сам не в яркой экипировке, почему?
- Я в жилетке клуба "Носороги", менять внешний вид не могу. Для безопасности это минус, осознаю, поэтому на 100% выполняю остальные правила, чтобы быть заметным, - отвечает собеседник.
Правило 2: Едь чуть быстрее потока, но всегда до 80% своих способностей
- Как только мотоциклист начинает двигаться со скоростью потока, он быстро оказывается в "мертвых зонах" автомобилей. Нужно ехать чуть-чуть быстрее, не нарушая ПДД, конечно, - рекомендуем Дмитрий.
При этом, как говорит мотоциклист, разгоняться нельзя на все 100% от своих возможностей.
- Всегда оставляйте себе шанс выжить и двигайтесь на 80% своих возможностей. Отдавайте себе отчет, сможете ли вы уйти от столкновения, если из ближайшего поворота на дорогу резко выедет автомобиль или перед вами выбежит кошка, - советует мотоциклист.
Правило 3: учись тормозить
- Наблюдаю такое явление в Гродно. Люди покупают мотоциклы и пытаются ездить быстро, громко, иногда на заднем колесе, но тормозить совершенно не умеют. И учиться не хотят. Не в обиду ребятам, но когда на тренировки заезжают мотоциклисты из этой категории, то банально змейку сделать не могут, и тормозить не умеют. Один из примеров, попавших на видео, случай июня прошлого года, когда на улице Дзержинского перед мотоциклисткой на дорогу выехал VW Toureg. В экстренной ситуации девушка не умела тормозить. Все, что она сделала, это положила на бок мотоцикл и скользила телом по асфальту, - вспоминает Дмитрий.
- Разве способность ездить на заднем колесе не говорит о мастерстве мотоциклиста, - цепляемся к словам Дмитрия.
- Абсолютно. "На козе" поедет любой мотоциклист после одной недели тренировок. А вот ехать на заднем колесе правильно, уже редкое умение и это элемент стантрайдинга. Он называется "Вилли". Ехать нужно медленно и при этом уметь маневрировать, - отвечает мотоциклист.
А как насчет экипировки?
- Как дела у гроденских мотоциклистов с экипировкой?
- Сейчас экипировка стала более доступной, появился рынок бу и сэкондхенды. Если раньше экипировка обходилась в 600 уе, то сейчас 250. Пускай это не новая, но все же защита. Порядок приобретения защиты следующий, если вдруг ограничены в финансах: сначала приобретайте шлем, берцы (или мотоботы), защитные перчатки, краги. Крайне желательно без этого даже не садиться на мотоцикл. На следующем этапе закупайте защиту коленей и локтей, причем как можно скорее. А уже позже можно приобрести так называемую "черепаху" - сетчатую ткань с защитами плечей, груди и спины, - отмечает Дмитрий.
По мнению собеседника, гродненские мотоциклисты в этом плане молодцы. Многие уже на стадии покупки мотоцикла закладывают бюджет на экипировку, порой покупая мотоцикл попроще.
- Уж простите, но считают, что в ДТП с мотоциклистом, в 90 случаях из 100 виноват мотоциклист. Даже если по ПДД виновным признали автомобилиста, то это не всегда так. Умный мотоциклист всегда должен признавать свои ошибки и работать над этим. Если ты был прав, но попал в ДТП и винишь всех, кроме себя, то ты деградируешь. Если ты понимаешь ошибку, ушел от столкновения, смог затормозить, то этим можно гордиться, - подытоживает Дмитрий.
Оба автомобиля полностью беспилотные. У них нет ни педалей, ни рулевого колеса.
Власти соседней страны уже одобрили предложенные законодателями изменения.